1. Задача Евклида
Мул и осёл под вьюком, по дороге с мешками шагали. Жалобно охал осел, непосильною ношей придавлен. Это подметивший мул обратился к сопутчику с речью: «Что ж, старина, ты заныл и рыдаешь, будто девчонка? Нес бы вдвойне я, чем ты, если б отдал одну ты мне меру, если ж бы ты у меня лишь одну взял, то мы бы сравнялись». Сколько нес каждый из них, о геометр, поведай нам это.
Решение: I способ
Если x – груз мула, то (x-1) груз осла, увеличенный на, а следовательно, первоначальный груз осла был (x-2). С другой стороны, в два раза больше, чем груз осла, уменьшенный на 1, т.е. . Т.о.,
.
Отсюда, груз мула и груз осла 7-2=5.
II способ (через систему линейных уравнений)
Обозначив через x поклажу осла, а через y – поклажу мула, сводим задачу к системе уравнений с двумя неизвестными
Или
Груз мула y=7, груз осла x=5.
2. Задача Диофанта (из трактата «Арифметика»)
Найти три числа так, чтобы наибольшее превышало среднее на данную часть наименьшего, чтобы среднее превышало меньшее на данную часть наибольшего и чтобы наименьшее превышало число 10 на данную часть среднего числа.
Решение: Исходя из условий задачи, составим систему
подставим 3-е уравнение в 1-е, получим
в первое уравнение вместо y подставим (3z-30), и рассмотрим только первое уравнение
Подставим z в 3 уравнение и найдем y
И найдем x из второго уравнения
Ответ: , ,
3. Задача Китая, из трактата «Девять отделов искусства счета»
5 волов и 2 барана стоят таэлей, а 2 вола и 8 баранов стоят 8 таэлей. Сколько стоят отдельно вол и баран?
Решение: пусть x цена вола, а y – цена барана
Решение задачи сводиться к рассмотрению следующей системы уравнений
Следовательно, один вол стоит 2 таэля, а один баран таэля.
4. Задача из рассказа А.П. Чехова «Репетитор»
Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 рублей. Спрашивается, сколько аршин он купил того и другого, если синее сукно стоило 5 рублей за аршин, а черное – 3 рубля?
Решение: I способ условие задачи сводится к системе
63 – аршин синего сукна, 75 аршин черного сукна.
II способ Пусть синего сукна было x аршин, тогда черного аршин.
X=63 (аршина) – синего
138-63=75 (аршин) – черного.
Ответ: синего 63 аршина, черного 75 аршин.
5. Задача Леонардо Пизанского
Один говорит другому: «Дай мне 7 динариев, и я буду в 5 раз богаче тебя». А другой говорит: «Дай мне 5 динариев, и я буду в 7 раз богаче тебя». Сколько у каждого?
Прочие статьи:
Умственное развитие в младшем школьном возрасте
Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей; так, память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие –думающим. Благодаря такому мы ...
Методические условия реализации метода проектов при обучении
русскому языку в начальных классах
Специальная работа учителя по обученности проектной деятельности способствует успешному усвоению детьми учебной программы. Для выяснения уровня готовности к проектной деятельности у младших школьников был проведен эксперимент, в котором участвовали ученики 4 класса МОУ СОШ №38 г. Комсомольска-на-Ам ...
Цели и функции деятельности преподавателя среднего специального учебного
заведения
Педагогика профессионально-технического и среднего специального образования – изучает и разрабатывает вопросы обучения и воспитания учащихся ПТУ и средних специальных заведений. Профессионально-педагогическая деятельность в реальном образовательно-воспитательном процессе выступает как процесс реали ...