Повышение уровня речевой культуры учителя как необходимое условие и важнейшее направление успешной работы по преодолению вербальной агрессии школьников

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Повышение уровня речевой культуры учителя как необходимое условие и важнейшее направление успешной работы по преодолению вербальной агрессии школьников

Страница 9

1. "Метод угашения" - игнорирование вербальной агрессии учащихся, если ситуация не приобретает острый раздражающий характер и не переходит в открытую речевую агрессию. При этом в зависимости от условий общения, игнорирование может воплощаться в различных формах, как вербальных, так и невербальных: от простого молчания учителя в ответ на агрессивное высказывание ученика до ответной реплики любого содержания (шутка, мягкий упрек, напоминание и пр. - главное, чтобы высказывание была произнесено ровным, спокойным тоном).

Механизм действия этого метода прост: действия учителя в данном случае представляет собой альтернативную коммуникативную стратегию, которая оказывает психологическое воздействие как на "агрессора", так и на весь остальной класс, демонстрируя, как следует и как не следует себя вести в подобной речевой ситуации. Кроме того, "игнорирование вызывающего поведения разрушает негативный сценарий учащегося".

Использование данного метода на уроке зафиксировано в диктофонной записи XI (текст - см. Приложение 1): учитель, вместо того, чтобы подтвердить или усилить высказывание ученика в адрес одноклассницы, напротив, игнорирует его вербальную агрессию и спокойно отвечает: "Мы ждем ." - выказывание многозначно, поскольку адресовано не только данного ученику, но и всему классу, а логическое ударение на слове "ждем" показывает, как правильно нужно вести себя в подобной ситуации (терпеливо и молча ждать, а не приказывать).

Таким образом, метод игнорирования направлен на угашение уже возникшей речевой агрессии. Представляется, что с его помощью можно устранить не только явную открытую переходную агрессию школьников, но и непереходную, поскольку "рассеянные" формы речевой агрессии, как уже отмечалось, подкрепляются, прежде всего, словесной фиксацией на них.

Однако в учебной ситуации этот метод неприменим для устранения групповой агрессии (когда она проявляется всем классом), поскольку игнорирование учителем в подобной речевой ситуации является однозначно непедагогичным и неминуемо нарушает весь ход учебно-воспитательного процесса. Кроме того, использование такого метода невозможно для контроля над скрытыми проявлениями агрессии, поскольку игнорирование предполагает открытую речевую деятельность.

Следует также отметить, что игнорирование как способ контроля за речевой агрессией на уроке не рассматривается как очень эффективный большинством опрошенных нами учителей и студентов МПГУ. Его выделили только около 12% всех респондентов.

2. Переключение внимания ребенка, вовлечение его в какую-либо позитивную продуктивную деятельность. Механизм действия этого метода кратко описан В.И. Жельвисом: " .Единственной надежной общей стратегией борьбы / с речевой агрессией - Ю.Щ./ было бы воздействие на этапе потребностей .предложение приемлемой альтернативы, то есть другой деятельности, приносящей ему удовлетворение в том же плане (например, как катарсис) и занимающее адекватное место на шкале его ценностей".

Данный способ устранения речевой агрессии является, с нашей точки зрения, одним из наиболее целесообразных в ситуации школьного урока, поскольку, во-первых, эффект его применения проявляется сразу же; во-вторых, уже сама по себе эта ситуация предполагает чередование различных видов учебной деятельности, прежде всего, речевой - говорение, слушание, чтение, письмо.

Представляется, что с его помощью возможно угашение, прежде всего, групповой открытой вербальной агрессии, поскольку переключение выполняет координирующую функцию - помогает организовать продуктивную (в частности, учебную) деятельность в выбранном направлении.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Прочие статьи:

Математические загадки
Немаловажное значение на уроках математики в начальных классах имеют загадки. Они расширяют кругозор детей, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание, память, мышление. Они могут быть использованы учителем во время внеклассной работы, на уроке, во время отдыха, так как интересны д ...

Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании
Разнообразные двигательные действия формируются в течение жизни человека под влиянием многих факторов, и процесс их формирования может приобретать различный характер. Оптимизация этого процесса достигается в условиях рационально построенного обучения. Внутреннюю логику процесса образования и соверш ...

Чтение как вид речевой деятельности
Чтение – это речевая деятельность, направленная на зрительное восприятие и понимание письменной речи. Для понимания иноязычного текста предполагается владение набором фонетических, лексических и грамматических информативных признаков, которые делают процесс опознавания мгновенным. Хотя в реальном а ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru