Повышение уровня речевой культуры учителя как необходимое условие и важнейшее направление успешной работы по преодолению вербальной агрессии школьников

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Повышение уровня речевой культуры учителя как необходимое условие и важнейшее направление успешной работы по преодолению вербальной агрессии школьников

Страница 11

- в адрес ученика (например: "Странно, ведь Дима Метов - очень аккуратный, он не мог сам потерять тетрадь! Наверное, это я сама оставила ее где-то в классе. Дима, останься, пожалуйста, после урока, и мы вместе ее поищем")

- в адрес всего класса (например: "Вы меня очень расстроили своими работами! Вы у меня лучший класс, в другой раз обязательно постарайтесь", - апелляция к амбициям в сильном классе; "Я очень расстроена, ведь я вас всех очень люблю, всегда за вас переживаю" - апелляция к чувствам в более слабом классе).

4. "Тактическое сомнение" (метод "подзадоривания") можно рассматривать как частную разновидность предыдущего метода. А.П. Ларин рассматривает возможность использования этого метода применительно к детскому упрямству, однако, по нашему мнению, его можно использовать и в целях преодоления речевой агрессии школьников.

В этом отношении "тактическое сомнение" можно рассматривать как средство целенаправленного речевого воздействия на адресата путем словесного "вызова" или "провокации" - задеть самолюбие, бросить вызов, выразить притворное недоверие, например, так: "Я думала, ты добрый мальчик, наверное, ошиблась ."; "Ну-ка, кто самый смелый, кто первым подойдет мириться?"; "Неужели ты не можешь обойтись без грубых слов?"; "Тебе, наверное, трудно проявить терпение и выдержку!" и т.п.

Механизм воздействия здесь в целом сходен с методом проецирования: актуализация в сознании ребенка позитивной модели речевого поведения с помощью словесных стимулов. При этом степень эффективности речевого воздействия зависит от быстроты реакции на агрессивное высказывание, скорости “включения” в речевую ситуацию и знания психологических особенностей адресата и его ценностных предпочтений.

Очевидно, что данный метод позволяет устранить уже возникшую вербальную агрессию, поскольку сомнение и подзадоривание являются формами реагирования, ответными вербальными реакциями, то есть их использование предполагает обязательное наличие пресуппозиции - предшествующего речевого события. Кроме того, с помощью метода подзадоривания реально пресекать открытую вербальную агрессию, так как предшествующее тактическому сомнению высказывание сначала должно быть классифицировано как агрессивное, а сделать это сразу возможно только в случае явно выраженной речевой агрессии.

Примером использования этого метода в ситуации проявления межличностной речевой агрессии могут служить следующие возможные высказывания учителя в ответ на враждебное замечание ученика в ситуации VI из диктофонных записей: "Может быть, тебе лучше пересесть на последнюю парту, чтобы никто не мешал спокойно заниматься?"; "Неужели тебе, взрослому парню, приятно слушать замечания в свой адрес?" и т.п.

Пример реализации метода подзадоривания в случае групповой вербальной агрессии можно привести, рассматривая ситуацию XV из диктофонных записей: словесной реакцией учителя на насмешки класса в адрес не сделавшей задание девочки может быть высказывание типа "Не знала, что в 5 "Б" классе столько ябед!"; "А я-то думала, вы - дружный класс!" (сомнение в моральной устойчивости адресата, при этом "ябеда" - очень сильное негативное определение для учащихся этого возраста); "А вы сами-то хорошо выполнили задание? Давайте проверим его все вместе." (сомнение в знаниях адресата; сочетание сомнения с методом переключения внимания).

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16


Прочие статьи:

Технология создания аппликации из ткани. Материалы и оборудование
Аппликация из лоскутов ткани - по силам даже маленьким детям от 3-х лет. Несложное детское творчество понравится ребенку. И принесет пользу, такой вид творчества развивает усидчивость и аккуратность. Начать можно с небольшой картинки, выбрав простой рисунок. Аппликацию затем можно поместить в рамоч ...

Трудовая колония «Бодрая жизнь»
Глубокого изучения достойна деятельность С. Т. Шацкого в созданной им в 1911 г. летней трудовой колонии «Бодрая жизнь». Там была продолжена разработка теории детского коллектива и самоуправления: выявление «некоторых закономерностей в развитии детского общества» (наст, изд., т. 1, с. 127), исследов ...

Изучение причин трудностей в общении старших дошкольников
Предлагаемые методические приемы помогают выявить уровень развития произвольного поведения и творческих возможностей ребенка старшего дошкольного возраста. Они основаны на сдерживании непосредственных, импульсивных движений и их опосредовании определенным правилом действия. Вместе с тем эти приемы ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru