Показательно, что беседа (как индивидуальная, так и коллективная) как один из эффективных способов профилактики речевой агрессии учащихся упоминалась в 17% анкет учителей и 17% анкет студентов.
Применительно к проблематике настоящего исследования, в коррекционно-профилактических целях используется два типа бесед:
- воздействующая: цель - помимо разъяснения каких-то явлений, понятий, воздействие на эмоции, чувства;
- убеждающая: цель - "добиться от учащихся каких-либо действий, влияя не только на сознание (информирование), но и на волю (аргументирование) с помощью обсуждения мнений, поступков, то есть речевое воздействие, "управление человеческим поведением посредством речевой информации, побуждение к какой-либо активности".
Беседа может как сочетаться с другими способами речевого воздействия, включать в себя эти способы, например, убеждение, внушение. Такой комплексный подход в решении проблемы вербальной агрессии школьников отмечен в анкетах приблизительно 20% опрошенных нами студентов и учителей.
Подробное теоретическое описание и практическое применение всех названных психолого-педагогических методов и приемов устранения вербальной агрессии из педагогического общения не является целью настоящей работы и выделяется как одно из перспективных направлений исследования данной проблемы. Мы ставили перед собой задачу лишь обозначить основные аспекты данного направления.
Практическая реализация работы по повышению уровня речевой культуры учителя в контексте настоящего исследования (лекции, спецкурсы, семинары)
Успешная реализация рассматриваемого направления коррекционно-профилактической работы невозможна без совместных усилий самого педагога и системы школьного образования, подготовки педагогических кадров для общеобразовательной средней школы: разработки специальных пособий, организации спецкурсов, чтения лекций, проведения семинаров, конференций и т.п.
В настоящее время одним из таких немногочисленных курсов является специальный курс для студентов русского языка и литературы "Живое слово", разработанный на кафедре риторики и культуры речи МПГУ проф. Т.А. Ладыженской.
Целями данного курса являются овладение будущими педагогами устной речью и их подготовка к работе по развитию устной речи учащихся. Наряду с теоретическим изучением особенностей и средств устной речи, в задачи курса входит практическое наблюдение за коммуникативной деятельностью учителя-словесника: студенты анализируют особенности речевого поведения, педагогического стиля конкретных учителей, выявляют случаи несоответствия задачам и условиям педагогического общения, оценивают выбор коммуникативных средств с точки зрения целесообразности, эффективности, уместности и т.д. Особое внимание уделяется вопросу корректности речевого поведения учителя, созданию на уроке благоприятной психологической атмосферы.
В рамках настоящего исследования практической реализацией этого направления коррекционно-профилактической работы явились занятия с:
студентами биолого-химического, художественно-графического и факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ (2000-2001; МПГУ);
магистрантами кафедры риторики и культуры речи филологического факультета (2001; МПГУ);
учителями начальной и средней школы (2001; УВК 556 г. Москвы);
слушателями "Летней школы риторики" - студентами, учителями средней школы, преподавателями ВУЗов (2001; МПГУ)
Цели этих занятий: общее ознакомление с проблемой вербальной агрессии в школьной (детской) коммуникативной среде; выяснение отношения аудитории к данной проблеме; обоснование необходимости изучения речевой агрессии и разработки методов и приемов ее предотвращения и устранения; ознакомление аудитории с имеющимися у нас практическими материалами и разработками; получение практических оснований для дальнейшего исследования проблемы.
Прочие статьи:
Понятия "ошибка"
и "педагогическая ошибка"
В современном образовании остро стоит вопрос о качестве обучения и воспитания, который тесно связан с проблемой педагогических ошибок. Сама проблема ошибок, заблуждений, недочётов рассматривалась в философии и методологии многих наук, вместе с тем в педагогике тема педагогических ошибок их видов, п ...
Основные экономические показатели эффективности
Экономический эффект – это результат труда человека в процессе производства материальных благ. Но эффект сам по себе недостаточно характеризует деятельность человека. Для более полной ее характеристики, важно знать, какими затратами получен этот эффект, т.е. во что обошелся результат. Одинаковые за ...
Создание положительного эмоционального фона на уроке
физический культура урок удовлетворенность Эмоциональный фон является важным фактором урока. Он возникает с момента ожидания учащимися урока физической культуры и существует на всем его протяжении. При этом эмоциональный настрой может изменяться по ходу урока в зависимости от самочувствия учащихся, ...