В подготовительной группе уменьшается длительность одних режимных процессов и увеличивается длительность других. На занятия отводится 2 ч 5 мин. Сокращаются время на возвращение с прогулки и подготовку к обеду, так как дети быстрее раздеваются, дневной сон, подготовку к полднику и увеличивается продолжительность игр или труда после полдника.
Организуя жизнь детей, воспитатель лишь напоминает о распорядке дня. После объяснения воспитателем цели предстоящей деятельности дети в основном сами приступают к ее выполнению. Они охотно и быстро стараются сделать все, что нужно. Однако некоторые, увлекшись, могут задержаться, отвлечься, в таких случаях воспитатель может еще раз напомнить о необходимости переходить к очередному процессу. В голосе воспитателя ребенок должен почувствовать необходимость предстоящей деятельности. Кроме таких приемов, как прямые указания и подсказка, нужна и игровая мотивация предстоящих действий.
Групповую комнату отличает как цветовая отделка, так и подбор мебели, ее расстановка, оформление интерьера, оборудование для различных видов деятельности. В групповой комнате необходимо выделить и оборудовать зону занятий. Для этого используется мебельный комплект: стол воспитателя, комбинированная доска, экран, шкаф. Для самостоятельной деятельности дети должны иметь открытый доступ к материалам и пособиям: это могут быть ленточные столы с ящиками для игрушек, шкаф-витрина, полочки и т.д. В групповой комнате необходимо выделить уголок природы, уголок для ручного труда, для рассматривания книг, для самостоятельной музыкальной и изобразительной деятельности детей. Расстановка столов, секционных шкафов, размещение игрушек, учебных пособий производится таким образом, чтобы дети не только могли самостоятельно брать и укладывать на место учебный и игровой материал, но при необходимости и передвинуть часть оборудования, освободить площадь групповой комнаты для коллективных игр со строительным материалом или другими игрушками, пособиями. На участке отводится место для разнообразных игр и спортивных развлечений, размещаются цветник и огород, на которых дети будут самостоятельно выращивать овощи и цветы.
В соответствии с перечисленными принципами образовательный и воспитательный процесс в подготовительной к школе группе складывается из следующих составляющих:
1. Свободная самостоятельная деятельность детей (игра, рисование, лепка, аппликация, конструирование, упражнения с дидактическими материалами и пр. – по выбору ребёнка).
2. Развивающие занятия в форме непринуждённой деятельности взрослого с детьми:
· игровая деятельность;
· изобразительная деятельность;
· познавательно-исследовательская деятельность;
· музыкальные и физкультурные занятия;
· чтение художественной литературы;
Исходя из этого, пространство группового помещения делится на 3 части:
I. Рабочая зона.
II. Спокойная зона.
III. Активная зона.
При этом все части пространства в зависимости от конкретных задач обладают возможностью изменяться по объёму, то есть имеют подвижные, трансформируемые границы.
Образно говоря, пространство должно быть «пульсирующим», чтобы каждая зона при необходимости могла вмещать всех желающих. Это очень важно в аспекте групповой динамики – тенденции дошкольников «заражаться» текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.
Особое внимание уделяется устройству рабочей зоны.
Партнёрская форма занятий требует особой организации рабочего пространства. Поэтому стабильную учебную зону необходимо превратить в функциональное, трансформируемое пространство.
Рабочая зона может выступать в трёх видах:
1. Мастерская (для занятий продуктивной деятельностью).
2.Лаборатория (для занятий познавательно-исследовательской деятельностью).
3. Место свободной деятельности детей по интересам.
Пространство зоны: лёгкие столы (на двоих) или общий стол-трансформер, передвижная двусторонняя доска (на колёсиках).
Для продуктивной деятельности – изобразительные бросовые материалы, настольные конструкторы;
Для познавательно-исследовательской деятельности – объекты для экспериментирования (в том числе песок – вода), образно-символические и нормативно-знаковые материалы.
Спокойная зона.
Пространство зоны: небольшой ковёр, лёгкие банкетки или диван-трансформер, один-два лёгких столика.
На собственных границах зоны, на стеллажах:
· для чтения художественной литературы – подборка художественных текстов по возрасту, с хорошими иллюстрациями;
Прочие статьи:
Роль фабульных текстов при обучении чтению
По способам ориентации на коммуниканта тексты делят на прерывно-фабульные и непрерывно-фабульные. Фабула – это лежащий в основе текста материал, сюжет – то, что из этого материала и как отражено в тексте. В непрерывно-фабульных текстах развитие темы не прерывается авторскими отступлениями и минимал ...
Инновационные процессы в образовании. Авторские школы. Характеристика 1 на
выбор студента
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Необходимость в ин ...
Изучение темы: «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Изучая тему «Селекция растений, животных и микроорганизмов», можно использовать комнатные растения для более конкретного понимания методов и этапов селекционной работы при создании новых сортов культурных растений. Гибридизацию комнатных растений в условиях школы можно проводить с любой цветущей ку ...