Повышение уровня речевой культуры учителя как необходимое условие и важнейшее направление успешной работы по преодолению вербальной агрессии школьников

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Повышение уровня речевой культуры учителя как необходимое условие и важнейшее направление успешной работы по преодолению вербальной агрессии школьников

Страница 8

3. Вежливый отказ противостоит грубому отказу на основании следующих признаков: использование этикетных средств и "сопутствующих" речевых жанров - извинения, объяснения; интонация (мягкая, спокойная); наличие косвенной формы выражения (скрытой, непрямой).

4. Комплимент как речевой жанр можно отнести к "другому полюсу пространства бытового общения" по отношению к колкости. Оба этих жанра предполагают достаточно высокий уровень речевой подготовки говорящего и наличие подтекста, иногда - намека. Однако в отличие от колкости, комплимент продиктован желанием сделать приятное собеседнику и требует "любовного внимания к адресату".

5. Извинение с точки зрения целенаправленности (выразить сожаление и тем самым восстановить дружеские связи с адресатом) можно рассматривать как оппозицию целому ряду жанров, связанных с осознанной вербальной агрессией, - намеренному прямому оскорблению, насмешке, враждебному замечанию, грубому отказу и др. Извинение в речевой ситуации, отмеченной использованием названных жанров, "изменяет знак" этой ситуации (с отрицательного на положительный), общую направленность, установку общения (разобщение, деструкция / объединение, гармония).

6. Спор - как речевой жанр он может быть противопоставлен ссоре. Функциональные различия этих жанров, сформулированные А. Вежбицкой (7, С.106), позволяют рассматривать спор как столкновение мнений, разногласия по какому-то вопросу, словесную борьбу (агональный спор) или совместный поиск истины (диалектический спор); ссору - как словесную перебранку, препирательство. Спор, в отличие от ссоры, имеет своей целью не отрицательное речевое воздействие на адресата (унижение, принуждение), а свободный обмен мнениями, примирение позиций.

Очевидно, что овладение всеми названными жанрами в процессе профессиональной подготовке учителей средней общеобразовательной школы и грамотное использование их в педагогическом общении, является важным условием осуществления коррекционно-профилактической работы.

Частные психолого-педагогические приемы контроля над речевой агрессией в процессе педагогического общения

Как показывает повседневная школьная практика (в частности пятилетний опыт работы в средней школе автора настоящего исследования), одного знания и использования правил речевого этикета и приемов учебного диалога не достаточно для устранения вербальной агрессии из педагогического общения и внутриколлективного общения школьников. Кроме того, эти способы ориентированы скорее на предупреждение возможных проявлений вербальной агрессии, нежели на ее непосредственное устранение в конкретных речевых ситуациях.

Следует отметить, что проблема разработки системы специальных (не этикетных) приемов и средств предотвращения и устранения вербальной агрессии является практически не изученной, причем как в отечественной, так и в зарубежной науке, и потому должна составлять предмет отдельного серьезного исследования.

Однако мы попытались наметить некоторые возможные аспекты обозначенного направления. При этом мы опирались на теоретические разработки бихевиорального подхода к изучению агрессии (как операционального - позволяющего выработать методы формирования необходимого поведения), а практически - на данные констатирующего эксперимента, результаты анкетирования студентов и учителей, а также на имеющиеся отдельные и немногочисленные научные разработки по данной проблематике.

Итак, в качестве дополнительных, вспомогательных приемов устранения или предотвращения агрессии в речи школьников, наряду с приемами учебного диалога, оценочными и этикетными средствами гармонизации педагогического общения, можно выделить следующие:

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Прочие статьи:

Педагогическая интуиция
1. Уровни педагогической интуиции (С. А. Гильманов) 1. эмпирический. ДОЭМ еще не сложилась, интуитивные решения в основном ошибочны, так как не опираются на специфику педагогической деятельности. Педагогическая интуиция еще не является качеством практической педагогической деятельности; 2. опытно-л ...

Специфика внешкольной социально-педагогической работы по месту жительства
Ребенок, как и взрослый, входит в общество не через один, а одновременно через несколько институтов – семья, класс, клуб, кружок, спортивные секции в школе и во внешкольных учреждениях, которые имеют свои особенности в процессе социализации личности. Специфика внешкольной сферы воспитания, непосред ...

Периодизация возрастного развития
Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющее в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития. Особенности возраста определяются совокупностью многих условий. Это и система треб ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru