Повышение уровня речевой культуры учителя как необходимое условие и важнейшее направление успешной работы по преодолению вербальной агрессии школьников

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Повышение уровня речевой культуры учителя как необходимое условие и важнейшее направление успешной работы по преодолению вербальной агрессии школьников

Страница 4

Нейтральность позиции учителя в учебном диалоге предполагает установку на равноправность речевых контактов, способствует устранению нежелательного доминирования, ведущего, как уже отмечалось, к проявлению агрессии в поведении учащихся. Однако в связи с этим в каждой конкретной ситуации общения перед учителем встает проблема определения возможности и целесообразности подобной позиции в диалоге.

Например, при обращении к вопросам нравственно-этического характера, когда возникает необходимость дать конкретную и однозначную оценку тому или иному явлению, учитель должен четко выразить собственную позицию и настойчиво склонять учащихся разделить ее, проявлять жесткость, требовательность.

То же самое, очевидно, касается вопросов дисциплинарного характера, необходимых и обоснованных требований школьного распорядка, однозначное решение и выполнение которых обеспечивает четкую координацию всего учебного процесса. Это, в частности, отмечает и А.П. Ларин: "В тех случаях, когда требование касается режимных моментов, основных и постоянных обязанностей ребенка, деловое распоряжение является единственно пригодной формой требования, все другие формы - просьба, совет, уговаривание и т.д. - являются неуместными и вредными".

Таким образом, общая установка на речевое равноправие участников педагогического диалога, которая реализуется, в частности, в "открытых" вопросах учителя классу, позволяет последовательно осуществлять, прежде всего, первичный контроль над речевой агрессией на уроке - ее предупреждение.

2. Тактика соотношения похвалы и порицания в речи учителя, которая "демонстрирует общее доброжелательное отношение учителя ко всем ученикам" (50, С.404), частным приемом которой является использование положительных оценочных высказываний на уроке в целях создания в классе позитивной эмоциональной атмосферы, препятствующей проявлению вербальной агрессии.

Очевидно, что процесс педагогического общения следует рассматривать как "систему оценочных ситуаций". Поэтому "эмоциональное благополучие обеспечивается, прежде всего, положительной оценкой со стороны окружающих".

В терминологии бихевиористики данный прием можно рассматривать как разновидность положительного словесного подкрепления. Н.И. Формановская называет его "системой словесных "поглаживаний"".

Механизм воздействия положительных оценочных высказываний заключается в том, что позитивная оценка вызывает у ребенка чувства удовлетворения, уверенности в себе, которые по ассоциации каждый раз воспринимаются вместе с воспоминанием о том действии, за которое он получил поощрение. Это, в свою очередь, помогает успешно преодолевать аксиологический барьер в процессе педагогического общения.

Подобный прием, по нашему мнению, позволяет как предупредить речевую агрессию на уроке, так и устранить некоторые уже возникшие ее проявления - прежде всего, явную открытую переходную агрессию школьников в форме враждебных замечаний, грубых отказов.

В этом отношении показательным можно считать пример речевой ситуации из диктофонных записей III, в котором вербальная агрессия учителя создает негативный речевой пример для подражания учащимся и провоцирует их на высмеивание одноклассника. Между тем представляется вполне очевидным, что использование учителем в этой ситуации "тактики похвалы" (отметить хорошие работы, похвалить самых аккуратных учеников) вместо порицания (в форме неуместной пословицы по поводу неудачно написанного диктанта и колкости в адрес ученика), могло бы предотвратить последующую речевую агрессию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Прочие статьи:

Детская одаренность: трудности описания
Цель данной главы - показать сложившиеся в кругу психологов и педагогов представления о том, кто такой одаренный ребенок. В литературе, касающейся одаренности детей, постоянно переплетаются и сменяют друг друга две взаимоисключающие картины. Исследованию подвергаются одаренный ребенок в общем, как ...

Развитие словаря детей 6–7 лет в процессе использования художественной литературы
Цель: разработать и апробировать программу использования художественной литературы в процессе развития словаря детей 6–7 лет не только на специально организованных занятиях, но и в других видах деятельности. Задачи: Подобрать произведения художественной литературы, которые педагог будет использоват ...

Единство духовной жизни учителя и ученика – основа принципов воспитания В.А. Сухомлинского
Многолетний опыт убедил Сухомлинского в том, что влияние одного человека на другого при раскрытии лучших человеческих черт – самая благоприятная обстановка для воспитания личности. Чувство собственного достоинства, чести, гордости пробуждается при условии, когда можно вкладывать частицу своих духов ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru