Повышение уровня речевой культуры учителя как необходимое условие и важнейшее направление успешной работы по преодолению вербальной агрессии школьников

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Повышение уровня речевой культуры учителя как необходимое условие и важнейшее направление успешной работы по преодолению вербальной агрессии школьников

Страница 4

Нейтральность позиции учителя в учебном диалоге предполагает установку на равноправность речевых контактов, способствует устранению нежелательного доминирования, ведущего, как уже отмечалось, к проявлению агрессии в поведении учащихся. Однако в связи с этим в каждой конкретной ситуации общения перед учителем встает проблема определения возможности и целесообразности подобной позиции в диалоге.

Например, при обращении к вопросам нравственно-этического характера, когда возникает необходимость дать конкретную и однозначную оценку тому или иному явлению, учитель должен четко выразить собственную позицию и настойчиво склонять учащихся разделить ее, проявлять жесткость, требовательность.

То же самое, очевидно, касается вопросов дисциплинарного характера, необходимых и обоснованных требований школьного распорядка, однозначное решение и выполнение которых обеспечивает четкую координацию всего учебного процесса. Это, в частности, отмечает и А.П. Ларин: "В тех случаях, когда требование касается режимных моментов, основных и постоянных обязанностей ребенка, деловое распоряжение является единственно пригодной формой требования, все другие формы - просьба, совет, уговаривание и т.д. - являются неуместными и вредными".

Таким образом, общая установка на речевое равноправие участников педагогического диалога, которая реализуется, в частности, в "открытых" вопросах учителя классу, позволяет последовательно осуществлять, прежде всего, первичный контроль над речевой агрессией на уроке - ее предупреждение.

2. Тактика соотношения похвалы и порицания в речи учителя, которая "демонстрирует общее доброжелательное отношение учителя ко всем ученикам" (50, С.404), частным приемом которой является использование положительных оценочных высказываний на уроке в целях создания в классе позитивной эмоциональной атмосферы, препятствующей проявлению вербальной агрессии.

Очевидно, что процесс педагогического общения следует рассматривать как "систему оценочных ситуаций". Поэтому "эмоциональное благополучие обеспечивается, прежде всего, положительной оценкой со стороны окружающих".

В терминологии бихевиористики данный прием можно рассматривать как разновидность положительного словесного подкрепления. Н.И. Формановская называет его "системой словесных "поглаживаний"".

Механизм воздействия положительных оценочных высказываний заключается в том, что позитивная оценка вызывает у ребенка чувства удовлетворения, уверенности в себе, которые по ассоциации каждый раз воспринимаются вместе с воспоминанием о том действии, за которое он получил поощрение. Это, в свою очередь, помогает успешно преодолевать аксиологический барьер в процессе педагогического общения.

Подобный прием, по нашему мнению, позволяет как предупредить речевую агрессию на уроке, так и устранить некоторые уже возникшие ее проявления - прежде всего, явную открытую переходную агрессию школьников в форме враждебных замечаний, грубых отказов.

В этом отношении показательным можно считать пример речевой ситуации из диктофонных записей III, в котором вербальная агрессия учителя создает негативный речевой пример для подражания учащимся и провоцирует их на высмеивание одноклассника. Между тем представляется вполне очевидным, что использование учителем в этой ситуации "тактики похвалы" (отметить хорошие работы, похвалить самых аккуратных учеников) вместо порицания (в форме неуместной пословицы по поводу неудачно написанного диктанта и колкости в адрес ученика), могло бы предотвратить последующую речевую агрессию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Прочие статьи:

Подготовительный этап обучения работе с детской книгой
На подготовительном этапе главная цель обучения – пробудить и поддержать у детей желание обращаться к книгам, листать их. Для достижении этой цели 1 раз в неделю в течение 20 – 25 минут проводиться занятия с детской книгой (в составе урока обучения грамоте). Ведущая учебная задача этого периода – п ...

Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации процесса успешной адаптации детей к условиям к дошкольному образовательному учреждению
Цель: спроектировать психолого-педагогическую работу для оптимизации процесса адаптации детей МДОУ “ЦРР – детский сад № 221” 1-ой мл.гр. к условиям дошкольного образовательного учреждения. Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная рабо ...

Цели и задачи формирования универсальных учебных действий, направленных на литературное образование младших школьников
Тяга к книге появляется у детей, как правило, в раннем детстве. Таким образом, в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формируется интерес и любовь к книге, т.е. ребенок успешно формируется как читател ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru