- шутка не должна нарушать общую тональность общения, диссонировать с настроением, психологическим состоянием класса;
- содержанием шутки должно быть юмористическое переосмысление какого-то явления, события, но не характеристика какого-то лица (отдельного ученика);
- содержание шутки и ее направленность (речевое воздействие) не должно вызывать отрицательных эмоций и чувств у адресата - обиды, раздражения и т.п.;
- лучше, если шутка будет адресована всему классу, а не отдельному ученику, поскольку, в силу возрастных особенностей подросток может негативно воспринять даже самое безобидное высказывание, если оно как-то выделяет его из группы (обостренное чувство собственного достоинства, повышенная ранимость, потребность в защите);
- шутка должна быть действительно смешной, в противном случае она вызовет у детей лишь разочарование или даже раздражение, поскольку будет иметь прямо противоположное воздействие - дистанцировать говорящего от адресата в связи с отсутствием взаимопонимания.
Особую роль в успешном осуществлении коррекционно-профилактической работы должен занимать также самоанализ учителем проведенного урока, ведение заметок, в которых педагог оценивает собственные ошибки в организации не только учебного, но и воспитательного процесса.
Так, учителю необходимо вести систематическую работу по выявлению недостатков в организации своей коммуникативной деятельности и деятельности учащихся, которые могут провоцировать вербальную агрессию на уроке (например, недостаточная вежливость обращений; отсутствие извинений за ошибку, несправедливую оценку и т.п.).
Рассматривая овладение тактиками и приемами гармонизирующего диалога как необходимое условие для предотвращения вербальной агрессии в педагогическом общении, необходимо особо выделить те речевые жанры, которые условно были нами обозначены как "противоположные" агрессивным и использование которых позволяет учителю предотвратить или устранить речевую агрессию на уроке.
Поскольку в задачи настоящей работы не входит подробное описание и классификация таких жанров (это могло бы стать предметом самостоятельного исследования), ограничимся лишь их перечислением и указанием наиболее общих особенностей, которые определяют позитивную, "объединяющую" функцию подобных типов высказываний. В аспекте изучаемой проблемы представляется целесообразным рассмотрение этих речевых жанров в оппозиции с жанрами, так или иначе связанными с проявлениями вербальной агрессии:
1. Вежливое предупреждение (напоминание) - в отличие от угрозы предполагает обязательное использование речевых этикетных средств ("извините", "позвольте", "разрешите", "пожалуйста" и пр.) и не имеет в своем содержании указаний на негативные последствия для адресата ("Пожалуйста, не забудьте сдать тетради"; "Аналогичное задание будет в контрольной работе, поэтому, пожалуйста, отнеситесь внимательно к его выполнению." и т.п.).
2. Вежливая просьба - побудительное речевое действие, но неповелительного характера, как речевой жанр может рассматриваться как оппозиция приказу (категорическому побуждению) - повелительному речевому действию. Просьба и приказ различаются на основании следующих признаков: интонация (строгий, повелительный тон / мягкий, просительный тон); обязательность выполнения (обязательно выполняется / не обязательно); использование средств речевого этикета - "вежливых слов" (употребляются / не употребляются).
Прочие статьи:
Влияние сформированности пространственно зрительного гнозиса и оптико –
пространственных представлений на усвоение ребенком письменной речи
Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавл ...
Обследование фонематического восприятия со стертой дизартрией
ФФНР при минимальных дизартрических нарушениях, являясь сходным по проявлениям с другими звукопроизносительными расстройствами, вместе с тем имеет свой специфический механизм. Оно с большим трудом подвергается коррекции, в дальнейшем затрудняет процесс школьного обучения детей. Тщательное сопоставл ...
Педагогическая интуиция
1. Уровни педагогической интуиции (С. А. Гильманов) 1. эмпирический. ДОЭМ еще не сложилась, интуитивные решения в основном ошибочны, так как не опираются на специфику педагогической деятельности. Педагогическая интуиция еще не является качеством практической педагогической деятельности; 2. опытно-л ...