Использование изобразительной наглядности может повысить эффективность любого урока ИЯ.
Как справедливо замечает Эндрю Райт (Andrew Wright. Pictures for Language Learning. – Cambridge University Press, 1989), основные аргументы «за» или «против» использования любых учебных материалов на уроке определяются вполне конкретными условиями. В данном случае можно рекомендовать учитывать три наиболее общих параметра.
Хорошо и вполне оправдано использовать наглядность на уроке, если:
1) все необходимые иллюстративные материалы имеются в наличии в УМК или в картотеке, или их можно легко достать, а также если учитель сам или с помощью учащихся и их родителей может легко создать нужные ему материалы;
2) учебном заведении есть копировальная техника или учитель может сам размножить нужное количество копий для эффективного выполнения задания на уроке;
3) учитель владеет приемами поддержания дисциплины в процессе проектной / творческой / парной / групповой работы на уроке.
В противном случае, необходимо задать вопрос о том, насколько время и силы, затраченные на подготовку и проведение задания, соотносимы с его результативностью, т.е. с его практической, образовательной и воспитательной ценностью.
Задание с использованием изобразительной наглядности будет иметь высокую смысловую значимость, а значит и образовательный эффект, если это задание будет
1) интересно самому учителю и учащимся;
2) выходить за рамки тривиальной механической отработки языкового или речевого материала;
3) связано с реальным контекстом использования языка в жизни и сможет помочь учащимся в аналогичных ситуациях реально го иноязычного общения;
4) развивать не только языковые навыки и речевые умения, но и мыслительные способности, т.е. формировать коммуникативно-когнитивные, социальные и коммуникативно-информационные умения;
5) иметь эффект неожиданности и новизны, связанный с использованием не только самой картинки, но и заданий, для которых данная картинка служит стимулом, например, для формирования собственного отношения к предложенному изображению;
6) иметь необходимый уровень сложности, связанный с реализацией обучающих и коммуникативных возможностей, заложенных в изобразительной наглядности, а именно возможностей отгадывать и называть изображенные предметы, людей, события и т.д.; запоминать целостный образ изображения, а также его отдельные элементы; соединять различные части изображения и текстов, прилагаемых к ним; группировать и ранжировать изображения по различным признакам и принципам и т.д.; выстраивать различные изображения в логической последовательности.
На уроке ИЯ любое задание должно иметь практическую ценность с точки зрения формирования и развития языковых, речевых и социокультурных навыков и умений. Работа с изобразительной наглядностью может способствовать повышению эффективности работы со всеми аспектами языка и видами речевой деятельности, а именно: лексикой и грамматикой, говорением и письмом, аудированием и чтением.
Кроме того, как отмечает Гема Санчез Бенитез (Gema Sanchez Benitez) изобразительная наглядность помогает учителю сэкономить время урока, там где достаточно сложно объяснить социокультурные особенности другой страны, например как отмечается la Semana Santa, и к тому же использование изобразительной наглядности увеличивает методологическую компетентность учителя благодаря огромному разнообразию ее средств.
Прочие статьи:
Методика работы по пропедевтике акустической дисграфии у детей 5-6 лет с
ОНР
Работа с детьми, страдающими ОНР, предполагает не только формирование у ребенка «инвентаря» языковых средств и совершенствование их использования в речи. Эта работа направлена и на всестороннее развитие психики ребенка, его внимания, памяти, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, т. е. тех функций ...
Организация опытно–экспериментальной деятельности по экологии с детьми в
старшем дошкольном возрасте
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Оно тес ...
Понятие «способности»
Понятие «способности» используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие усваивают ЗУНы. Термин «способности» неоднозначен. Определение «спо-ей» можно предст-ть в следующей классиф-ии: 1.спос-ти-св-ва души чел-ка, понимаемые, как совокупность всевозможн ...