Описание и оценка эффективности методов диагностики вербальной агрессии школьников

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Описание и оценка эффективности методов диагностики вербальной агрессии школьников

Страница 6

Экспериментом были охвачены 80 учащихся 5-х классов и 66 учащихся 8-х классов. Школьникам было предложено дать ассоциации на следующие слова:

1. Разъяренный; 2. Обижен; 3. Разозлиться; 4. Оскорбление; 5. Ругань; 6. Сплетня; 7. Угрожать; 8. Ссора; 9. Агрессия; 10. Спорить. Купить резцы державки для нарезания резьбы резьбовые.

Критерием отбора слов являлась их отношение (тематическая и смысловая принадлежность) к явлению вербальной агрессии, а именно:

- как проявляется - формы проявления речевой агрессии (слова "оскорбление", "сплетня", "угрожать", "ругать");

- где - процессы, где возможны ее проявления ("спорить", "ссора");

- почему - причины-состояния ("разъярен", "обижен", "разозлиться").

Полученные ассоциации были объединены в тематические группы (ТГ) по экстралингвистическому принципу - с точки зрения отношения к изучаемому явлению (субъектно-объектные, причинно-следственные отношения, принадлежность к месту, временная соотнесенность, отношения со- и противопоставления и др.). Поэтому в одну группу могли объединяться слова разных частей речи, с различными грамматическими связями (любые падежные формы, предложно-падежные сочетания и т.д.).

На основании этого были описаны все полученные продуктивные ассоциации и сделаны некоторые предположительные выводы об уровне и характере проявлений вербальной агрессии изучаемого контингента учащихся. Стиль и орфография сохранены. Полностью данные ассоциативного эксперимента (в процентном выражении) представлены в Приложении 3.

Проведение ассоциативного эксперимента в изучаемых возрастных группах учащихся позволяет сделать некоторые обобщения и выводы относительно его эффективности:

1. С помощью ассоциативного эксперимента можно получить некоторые опосредованные данные о подсознательных мотивах и основных тенденциях речевого поведения школьников, а также уровне понимания и оценке некоторых связанных с вербальной агрессией явлений. Кроме того, данный метод исследования вербальной агрессии позволяет проверить и уточнить ряд данных, полученных при использовании других методов, что свидетельствует в пользу целесообразности его применения для изучения речевой агрессии учащихся.

2. Проведение ассоциативного эксперимента представляется более целесообразным в старшей возрастной группе, поскольку старшие школьники демонстрируют более высокий уровень представлений об эмоциональной и мотивационной стороне человеческого поведения и склонны к более развернутому и точному их словесному выражению.

3. Существенным недостатком этого метода является невозможность получения точной и достоверной информации об изучаемом явлении, по следующим причинам: сложность логико-тематической классификации ассоциаций (например, однозначно верного установления субъектно-объектных или причинно-следственных отношений); сложность интерпретации и анализа самих ассоциаций применительно к частным проблемам нашего исследования.

Запись ситуаций вербальной агрессии на скрытый диктофон

Запись ситуаций общения, отмеченных теми или иными проявлениями вербальной агрессии, с подробной их расшифровкой и последующим анализом представляется нам наиболее эффективным и универсальным методом диагностики речевой агрессии, позволяющим получить максимально достоверные и объективные данные об изучаемом явлении.

По классификации Р. Бэрона и Д. Ричардсон, этот метод можно рассматривать как разновидность "полевого" наблюдения, определение и сущность которого были рассмотрены при описании метода визуального наблюдения с вербальной регистрацией.

Обоснованием максимальной эффективности данного метода для диагностики речевой агрессии школьников является следующее:

1. Наблюдения фиксируются непосредственно (в момент возникновения и в процессе проявления интересующего нас явления вербальной агрессии) и не требуют специальной интерпретации, истолкования, как, например, данные проективных методик.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Прочие статьи:

Развитие методической науки в области внеклассного чтения
Кто должен естественно вызвать у «слушающего» мысли (заставлять думать!), чувства (возбуждая эмоции и вызывая переживания!), а также желание критические использовать полученный в процессе чтения – общения опыт в своей жизни? Только тот, кто «говорит» с читающим и слушающим языком книги. Но в процес ...

Модели гражданского воспитания школьников
Модели гражданского воспитания должны формироваться и развиваться в рамках воспитательной системы школы, и занимать особое место и приобретать все большее значение в связи с демократическими преобразованиями в обществе, потребностями в правовой культуре и конструктивном участии граждан в управлении ...

Развитие старшего дошкольника как субъекта творческой деятельности
Н.А.Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru