Изученные ранее особенности общения, присущие детям старшего дошкольного возраста с ЗПР, подтвердили необходимость целенаправленной коррекционно-педагогической работы по формированию социально-коммуникативных навыков этих детей. Е.С. Слепович определены основные направления коррекционной работы по формированию социально-коммуникативных умений и навыков детей с ЗПР: коррекционно-развивающие занятия по формированию представлений о различных средствах коммуникации и овладению соответствующими практическими умениями; коррекционно-педагогическая работа с использованием театрализованных игр и специальных упражнений; работа с педагогами и родителями .
Основной целью коррекционной работы является:
- формирование у детей представлений о средствах и способах общения. В ходе этого этапа осуществлялась коррекционно-педагогическая работа по расширению знаний детей об окружающем мире и развитию их диалогической речи; ознакомлению детей с различными средствами и способами коммуникации; обогащались знания и совершенствовались умения педагогов и родителей по организации продуктивного взаимодействия с детьми с ЗПР.
- развитие и закрепление социально-коммуникативных умений и навыков детей средствами театрализованной деятельности. На этом этапе детей целенаправленно обучали применять полученные на занятиях умения и навыки речевого общения в игровых ситуациях, театрализованной деятельности; использовать диалогическую форму речи; обращать внимание на интонационную выразительность речи.
Коррекционная работа с детьми должна осуществляться последовательно и систематически. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, которые можно проводить два раза в неделю, рекомендуется использовать беседы, дидактические игры, ролевые игры, помогающие детям получить знания и представления о различных средствах коммуникации. Дети усваивают нормы и правила этикета, разговора, беседы. Содержание программы социального развития ребёнка «Я – человек», разработанной С.А.Козловой, составляют четыре раздела: «Что я знаю о себе» (формирование представлений о принадлежности к человеческому роду; воспитание уверенности в себе, умения анализировать свои поступки, чувства, мысли; формирование умения бережно относиться к своей земле, друзьям, другим людям, животным); «Кто такие взрослые люди» (поддерживание и развитие в детях интереса к миру взрослых, развивать желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное поведение и деятельность; знакомство детей с разнообразной деятельностью взрослых людей; воспитание доброжелательного отношения к людям); «Человек – творец» (привлечение внимания ребёнка к значимости творческого начала в личности человека; развитие познавательных интересов и стремления к преобразующей деятельности); «Земля – наш общий дом» (воспитание интереса и уважения к людям, их деятельности, культуре, быту; формирование представлений о Земле и жизни людей на Земле, о своей стране; воспитание чувства гражданственности, патриотизма, толерантного отношения к жителям Земли, своей страны). По завершении каждого раздела рекомендуется провести контрольное занятие, которое позволит оценить эффективность обучения.
Все коррекционные занятия желательно проводить учителем-дефектологом. На этих занятиях дети учатся применять наряду с вербальными и невербальные средства общения (с помощью мимики и жестов), импровизировать на различные темы. Участвуя в совместной со взрослыми деятельности с «открытым», незапрограммированным результатом (сочинение сказок с нравственным содержанием, игры с куклами), дети знакомятся с разными моделями поведения людей в конфликтных ситуациях, усваивают правила хорошего тона, этикета. При выполнении игровых упражнений у детей совершенствуются навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развиваются умения поддерживать беседу на определенную тему.
Прочие статьи:
Ролевая игра - ведущая
деятельность дошкольника
ролевая игра младший дошкольный возраст В.С. Мухина считает, что дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Эта внутренняя жизнь проявляет себя в способности действовать в плане о ...
Мотивация педагогической деятельности
По мнению А.А. Реана, удовлетворенность профессией тем выше, чем оптимальнее у педагога мотивационный комплекс: высокий вес внутренней мотивации и внешне положительный и низкий внешне отрицательный. Л. Фестингер классифицирует учителей на основе их заключений о результативности учащихся. По его мне ...
Употребление запятой между однородными членами
Определите: 1. Союзное или бессоюзное соединение однородных членов союзное бессоюзное (однородные члены разделяются запятой) 2. Значение союзов противительные, двойные сопоставительные (однородные члены разделяются запятой) 3. Повторяются или не повторяются соединительные, разделительные союзы по ...