Описание и оценка эффективности методов диагностики вербальной агрессии школьников

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Описание и оценка эффективности методов диагностики вербальной агрессии школьников

Страница 3

Опросник Басса-Дарки позволяет выявить склонность изучаемого контингента школьников к речевой агрессии, а также установить некоторые конкретные ее проявления. Однако в процессе проведения данного опроса и обработки результатов возник ряд затруднений и, в соответствии с ними, были выявлены следующие недостатки опросника: Картинки по запросу входная дверь металлическая.

1. Затруднения учащихся дать однозначный (или правильный, по их мнению) ответ на ряд вопросов, вызванные некоторой неопределенностью вопроса, возможным многообразием заключенных в нем ситуаций, необходимостью уточнений адресата, ситуации и т.п. (№№ 6,7,13); непониманием ряда формулировок и выражений (например, № 9 - "поставить человека на место"); использованием при постановке вопроса отрицательных формулировок (№№ 5,9).

2. Субъективизм (неосознанность собственного речевого поведения) или неискренность ("социальная желательность") ответов на вопросы, особенно №№ 5 и 10. Приблизительный процент неискренних ответов от 4 до 6.

3. Неоднозначность ряда вопросов с точки зрения выявления с их помощью вербальной агрессии. Например, можно спорить с тем, что требование человеком уважения своих прав является признаком речевой агрессии.

При этом следует заметить, что перечисленные выше недостатки в той или иной степени свойственны всем опросникам, так что опросник Басса-Дарки просто не является исключением, хотя, как уже говорилось, авторы старались предусмотреть ряд возможных трудностей.

Кроме того, некоторые недостатки, вероятно, обусловлены неточностью перевода на русский язык, что диктует необходимость разработки оригинального русского опросника для диагностики речевой агрессии школьников.

Сочинения учащихся

Сочинение можно использовать в качестве дополнительного, вспомогательного способа диагностики речевой агрессии школьников, который позволяет установить, как понимают речевую агрессию сами школьники на своем уровне развития и какие выделяют формы ее проявления; какие лексические, стилистические и эмоционально-экспрессивные средства учащиеся применяют для описания физических и вербальных проявлений агрессии и какова их возрастная динамика; какие поведенческие (в том числе речевые) стратегии используют учащиеся для реализации своих коммуникативных намерений и как эти стратегии изменяются с возрастом испытуемых.

Л.М. Семенюк предлагает следующую формулировку темы сочинения: “Как я представляю себе свои права и возможности наказать другого человека за его неправильные действия, слова и поступки”.

Написать сочинение на данную тему было предложено (в целях сравнения) двум возрастным группам школьников: учащимся 6-х классов (52 человека) и учащимся 8-х классов (44 человека). При этом для восьмиклассников тема была сформулирована в том виде, как ее предложила Л.М. Семенюк, а для шестиклассников - несколько сужена путем уточнения объекта наказания и звучала следующим образом: "Как я представляю себе свои права и возможности наказать одноклассника за его неправильные действия, слова и поступки". Такая конкретизация преследовала цель несколько сузить и, следовательно, упростить тему, что показалось нам целесообразным, учитывая возраст данной группы испытуемых.

При анализе сочинений учащихся учитывались следующие аспекты содержания: анализ общего содержания и логической структуры сочинений; обозначение и дифференциация объекта наказания; анализ причин и мотивов наказания; языковая характеристика содержания наказания (в том числе агрессивных действий).

Констатирующий эксперимент показал, что метод сочинения в целом можно считать достаточно эффективным для диагностики отдельных проявлений речевой агрессии учащихся, позволяющим исследовать такие аспекты данного явления, как осознание в собственном поведении вербальной агрессии самими учащимися; их восприятие вербальной агрессии в поведении других людей (одноклассников); диапазон и качественный состав осознаваемых учащимися форм и видов речевой агрессии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Прочие статьи:

Сравнение показателей уровня готовности к школе в контрольной группе по данным констатирующего и диагностирующего замера
№ п/п членов контрольной группы Показатели уровня готовности к школе: констатирующий замер Ранг Показатели уровня готовности к школе: диагностический замер Ранг 1 20,0 15,5 21,0 19,0 2 19,0 10,0 19,0 10,0 3 21,0 19,0 21,0 19,0 4 18,0 4,5 18,0 4,5 5 17,0 1,5 17,0 1,5 6 18,0 4,5 17,0 1,5 7 20,0 15,5 ...

Изучение влияния сформированности психомоторных функций на уровень готовности к школе
Теоретический материал, изложенный в первой главе, послужил основой для разработки коррекционных упражнений повышения уровня готовности к школе ребенка через сформированность психомоторных функций. Объект: познавательная сфера у младших школьников. Предмет: сформированность психомоторных функций мл ...

Психолого-педагогические аспекты применения различных художественных техник в старшей дошкольной группе
дошкольный творчество изобразительное искусство Детство – это первая ступень человека, на которой начинается познание мира. Через конкретные живые образы природа вливается в живое существо миром красок, чувств, разнообразных форм и явлений. На этом важном жизненном этапе идет процесс интенсивного п ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru