Опросник Басса-Дарки позволяет выявить склонность изучаемого контингента школьников к речевой агрессии, а также установить некоторые конкретные ее проявления. Однако в процессе проведения данного опроса и обработки результатов возник ряд затруднений и, в соответствии с ними, были выявлены следующие недостатки опросника: Картинки по запросу входная дверь металлическая.
1. Затруднения учащихся дать однозначный (или правильный, по их мнению) ответ на ряд вопросов, вызванные некоторой неопределенностью вопроса, возможным многообразием заключенных в нем ситуаций, необходимостью уточнений адресата, ситуации и т.п. (№№ 6,7,13); непониманием ряда формулировок и выражений (например, № 9 - "поставить человека на место"); использованием при постановке вопроса отрицательных формулировок (№№ 5,9).
2. Субъективизм (неосознанность собственного речевого поведения) или неискренность ("социальная желательность") ответов на вопросы, особенно №№ 5 и 10. Приблизительный процент неискренних ответов от 4 до 6.
3. Неоднозначность ряда вопросов с точки зрения выявления с их помощью вербальной агрессии. Например, можно спорить с тем, что требование человеком уважения своих прав является признаком речевой агрессии.
При этом следует заметить, что перечисленные выше недостатки в той или иной степени свойственны всем опросникам, так что опросник Басса-Дарки просто не является исключением, хотя, как уже говорилось, авторы старались предусмотреть ряд возможных трудностей.
Кроме того, некоторые недостатки, вероятно, обусловлены неточностью перевода на русский язык, что диктует необходимость разработки оригинального русского опросника для диагностики речевой агрессии школьников.
Сочинения учащихся
Сочинение можно использовать в качестве дополнительного, вспомогательного способа диагностики речевой агрессии школьников, который позволяет установить, как понимают речевую агрессию сами школьники на своем уровне развития и какие выделяют формы ее проявления; какие лексические, стилистические и эмоционально-экспрессивные средства учащиеся применяют для описания физических и вербальных проявлений агрессии и какова их возрастная динамика; какие поведенческие (в том числе речевые) стратегии используют учащиеся для реализации своих коммуникативных намерений и как эти стратегии изменяются с возрастом испытуемых.
Л.М. Семенюк предлагает следующую формулировку темы сочинения: “Как я представляю себе свои права и возможности наказать другого человека за его неправильные действия, слова и поступки”.
Написать сочинение на данную тему было предложено (в целях сравнения) двум возрастным группам школьников: учащимся 6-х классов (52 человека) и учащимся 8-х классов (44 человека). При этом для восьмиклассников тема была сформулирована в том виде, как ее предложила Л.М. Семенюк, а для шестиклассников - несколько сужена путем уточнения объекта наказания и звучала следующим образом: "Как я представляю себе свои права и возможности наказать одноклассника за его неправильные действия, слова и поступки". Такая конкретизация преследовала цель несколько сузить и, следовательно, упростить тему, что показалось нам целесообразным, учитывая возраст данной группы испытуемых.
При анализе сочинений учащихся учитывались следующие аспекты содержания: анализ общего содержания и логической структуры сочинений; обозначение и дифференциация объекта наказания; анализ причин и мотивов наказания; языковая характеристика содержания наказания (в том числе агрессивных действий).
Констатирующий эксперимент показал, что метод сочинения в целом можно считать достаточно эффективным для диагностики отдельных проявлений речевой агрессии учащихся, позволяющим исследовать такие аспекты данного явления, как осознание в собственном поведении вербальной агрессии самими учащимися; их восприятие вербальной агрессии в поведении других людей (одноклассников); диапазон и качественный состав осознаваемых учащимися форм и видов речевой агрессии.
Прочие статьи:
Чтение – рассматривание как основной метод работы с книгой
На этот вопрос ответила специальная исследовательская работа, проведенная коллективом ученых под руководством Н.Н. Светловской. Было доказано, что общение ребенка с книгой имеет свои закономерности и работе с книгой нужно целенаправленно учить. Цель внеклассного чтения ученый обозначила следующим о ...
История фортепианного исполнительства
Система профессионального музыкального образования в России пользуется заслуженным признанием во всем мире. Средние специальные учебные заведения занимают в ней особое место – именно здесь обучающиеся получают основные знания, умения и навыки, которые становятся фундаментом их творческого роста. Дл ...
Общее представление об учебной деятельности
При освоении любой деятельности человек приобретает определенные способности: например, в труде ребенок обретает способность к планированию, в игре - к воображению и действию в уме. В учебной деятельности ребенок обретает способность учить себя, или умение учиться. Умение учиться, формируемое в уче ...