С методической стороны те или иные нарушения влияют на ход формирования практических умений в употреблении сложных синтаксических конструкций; это связано в большей мере с особенностями восприятия и произносительными навыками (сравните – слабослышащего школьника и учащихся с общим недоразвитием речи). Однако специфика используемых методических приемов, характер заданий при поэтапном обучении в значительной степени зависит от тех семантико-синтаксических особенностей, которыми отличаются сложные, в частности – подчинительные конструкции между собой. Так, овладение определительными конструкциями с союзными словами который, у которого, которым и т. п. методически резко отлично от процесса формирования структур, выражающих отношение цели, причины или условия, так же как и овладение последними в методическом плане отличается своеобразием каждого типа. И эти отличия при выборе методических средств обучения более существенны, чем те, которые связаны с характером самого дефекта у учащихся с отклонениями в развитии.
В некоторых моделях сложного предложения важную роль играет лексика, которая является типичной при конструировании тех или иных моделей; лексические элементы выступают в качестве опорного компонента для придаточного предложения, как целое словообразовательное гнездо, например, тревожиться, тревожно, встревожен, что …
К ним относятся также соотносительные слова, употребление которых может быть часто и необязательным: в некоторых случаях этот признак является вариативным; в других случаях соотносительные слова – обязательный элемент структуры сложного предложения и их отсутствие – существенная ошибка, например: Коля так оформил стенгазету, что приходили ученики других классов. Там, где река делает поворот, показался катер.
Конструктивной особенностью некоторых видов сложных предложений является определенный порядок в расположении частей (определительные, причинные придаточные предложения и др.). Нарушение порядка следования частей влечет часто к изменению структуры сложного предложения и затрудняет понимание его значения.
При конструировании сложных предложений важны также и другие синтаксические особенности в построении частей: определенный порядок слов, например, в определительных предложениях, когда союзное слово который может быть внутри придаточной части (Дерево, высота которого …).
Важным элементом структуры сложного предложения является комплекс интонационных средств, который объединяет в устной речи части сложного предложения в одно целое, превращает его в законченную единицу коммуникации. В письменной речи осмысливание простых предложений как единиц речи является важнейшим условием осознания в дальнейшем отношений между ними, которые могут быть обозначены с помощью союзов или союзных слов – основных конструктивных элементов сложного предложения. Именно в них реализуется семантика сложного предложения. Для расчлененных предложений дифференцирующим признаком является характер смыслового отношения частей, находящий свое выражение в специфических союзах.
При обучении учащихся с ограниченными речевыми возможностями, которые практически не владеют сложными конструкциями (или употребляют некоторые из них редко и с грубыми ошибками), на первоначальном этапе такая работа имеет в большей степени синтетическую направленность; знакомство со сложными структурами осуществляется в процессе многократного их восприятия в речи учителя и в понимании выражаемых смысловых отношений.
Прочие статьи:
Роль игровой деятельности в обучении младших школьников с задержкой
психического развития
Задержка психического развития – проблема комплексного характера. Однако, и задержка речевого развития – это не просто обнаружившиеся у ребенка речевые сложности. Подобная задержка оказывает влияние на все (особенно высшие) познавательные процессы ребенка, на его личностные особенности. Так, речь я ...
Методы и формы воспитания бережливости у младших школьников
Особого внимания заслуживает вопрос о формах экономической подготовки младших школьников. Исходя из особенностей младших школьников, наиболее эффективными из них являются: - урок должен включать различные типы деятельности учащихся; - предусматривается широкое использование художественного слова, д ...
Психолого-педагогическая
характеристика старшегодошкольного возраста
Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, педагоги регламентируют нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами деятельности, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возр ...