Развитие познавательной деятельности учащихся, ее усложнение, углубление анализа требует использования более разнообразных и более точных средств выражения мысли в языке, увеличения объема предложений, усложнения их структуры прежде всего за счет использования сложных предложений, позволяющих наиболее полно выражать присоединение и сопоставление событий, причинно-следственные, целевые, условные и другие зависимости.
Только овладев основными структурными компонентами сложного предложения, в частности, освоив значение основных союзов, ребенок может абстрагировать и осмысливать отношения между предметами и явлениями, более глубоко вскрывать существенные объективные зависимости между вещами и субъектами, анализировать и оценивать поступки людей.
Овладение ребенком языковыми способами выражения смысловых отношений с помощью союзных синтаксических конструкций означает новую ступень в развитии его познавательной деятельности, когда он переходит он констатации явления к раскрытию его сущности, его связей с окружающим миром.
Актуальность работы заключается в том, что речевая деятельность учеников с ОНР в аспекте употребления сложных предложений изучена не в полной мере. В то же время в младшем школьном возрасте к 3-4 классу дети с нормальным развитием полностью овладевают сложными предложениями и могут свободно употреблять их как в устной, так и в письменной речи. дети с диагнозом ОНР отстают в речевом развитии от своих здоровых сверстников. При этом неумение употреблять сложные предложения не только ограничивает речевые возможности школьников с ОНР, но и создает определенные проблемы в учебной деятельности. К примеру, неспособность детей распознавать причинно-следственные связи может быть вызвана непониманием структуры сложного предложения.
Цель исследования – выявить особенности употребления сложных предложений учащимися 3 класса с ОНР.
Объект исследования – сложные предложения.
Предмет исследования - употребления сложных предложений учащимися 3 класса с ОНР.
Гипотеза исследования – у учеников 3-х классов с ОНР употребление сложных предложений развито недостаточно и нуждается в проведении коррекционной работы.
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику детям с ОНР.
2. Рассмотреть специфику употребления сложных предложений младшими школьниками с ОНР.
3. Определить особенности коррекционной работы по развитию умения употреблять сложные предложения при ОНР.
4. Экспериментально проверить гипотезу.
Прочие статьи:
Изучение предрасположенности детей 5-6 лет с ОНР III-IV уровня к акустической дисграфии
Форма проведения - педагогическое исследование. Базой проведения эксперимента является МДОУ «Детский сад №73» города Рязани. Цель
: выявление эффективности дидактических игр на развитие фонематического слуха, звукового восприятия и слухового внимания для предупреждения акустической дисграфии у дете ...
Функционально-деятельностные характеристики воспитательной деятельности
педагога
Воспитательная деятельность имеет ряд функционально-деятельностных характеристик. Среди них можно выделить цели, приоритеты, функции воспитательной деятельности, ее психологические особенности. Цели воспитательной деятельности педагога В исследованиях последних лет подчеркивается, что вопрос о цели ...
Определение понятия продуктивно – исследовательского типа учебных действий
Психологический анализ продуктивного действия, включающего в себя и позицию самого действующего, необходимо рассматривать, с точки зрения Б.Д. Эльконина, с ответа на вопрос о первоначальной ситуации построения такого действия, т. е. о том, с чего фактически начинается творческий акт. В качестве исх ...