Экспериментальное исследование было проведено на базе школы 8 типа № 30 г. Минска. Цель экспериментального исследования – выявление особенностей употребления сложных предложений учащимися 3 класса с ОНР. В качестве испытуемых выступили 30 учеников 3 класса. Диагноз школьников – ОНР 3 уровня. Исследование осуществлялось в индивидуальном порядке.
Перед проведением формирующего эксперимента испытуемые были разделены на 2 группы:
1) Младшие школьники с ОНР – 15 учеников – экспериментальная группа (ЭГ).
2) Младшие школьники с ОНР – 15 учеников – контрольная группа (КГ). Для диагностики употребления сложных предложений учащимися были предложены следующие задания:
1. Придумать сложные предложения с союзами:
- когда,
- пока.
2. Дописывали придаточную часть сложного предложения:
- Я люблю осень, потому что…
- Я хожу в школу, чтобы…
3. Придумать подходящий по смыслу вариант главного предложения.
- ………, чтобы порадовать маму.
- ………, пока идет дождь.
За каждое правильно составленное предложение ученик получал 1 балл. На основании проведения заданий было выделено 3 уровня развития употребления сложных предложений у учеников:
1 – низкий уровень – 0-2 балла
- средний уровень – 3-4 балла
- высокий уровень – 5-6 баллов.
Организация исследования:
1) Констатирующий эксперимента – диагностика уровня употребления сложных предложений учащимися 3-х классов с ОНР.
2) формирующий эксперимент – развитие умения употреблять сложные предложения у учащихся с ОНР из ЭГ.
3) контрольный эксперимент – повторная диагностика уровня употребления сложных предложений учащимися 3-х классов с ОНР.
Статистическая обработка данных проводилась в программе Statistica 6.0. В качестве методов математической статистики использовался U-критерий Манна-Уитни, т.к. мы сравнивали между собой 2 независимые группы (младших школьников ЭГ и КГ).
В ходе проведённого исследования были использованы следующие принципы:
1) принцип детерминизма (все социальные явления причинно обусловлены, между ними существует всеобщая закономерная связь);
2) принцип единства психики и деятельности (сознание и деятельность человека взаимосвязаны и взаимообусловлены);
3) принцип объективности (личная позиция исследователя не должна влиять на результаты проводимого им исследования, выводы должны делаться только на основе фактических данных);
4) принцип развития (изучение явлений социальной сферы должно проводиться в их развитии, т.е. отражение этих явлений не должно носить застывший характер).
Результаты диагностики употребления сложных предложений учащимися учеников с ОНР представлены в табл. 2.1.
Таблица 2.1. Уровни развития употребления сложных предложений учениками 3-х классов с ОНР
Уровень развития |
АВ |
% |
Высокий |
2 |
6 % |
Средний |
8 |
27 % |
Низкий |
20 |
67 % |
Всего |
30 |
100 % |
Примечание. АВ – абсолютное выражение. % - процентное соотношение.
Таким образом, большинство учеников с ОНР (67 %) обладают сложностями в освоении сложных предложений и практически не употребляют их в речи. Особые затруднения у детей вызвало придумывание главного предложения. Т.е. если с окончанием предложений дети с ОНР частично справляются, то придумывание главного предложения для большинство учеников с нарушением речевого развития представляет практически невыполнимую задачу.
Средний уровень развития умения употреблять сложные предложения был выявлен у 27 % детей, а высокий уровень – всего у 6 % младших школьников с ОНР.
Иными словами, у младших школьников с ОНР умение употреблять сложные предложения развито недостаточно.
Данные представлены на рис. 2.1.
Рисунок 2.1. Уровни развития употребления сложных предложений учениками 3-х классов с ОНР
Таким образом, в связи с недостаточным уровне развития умения употреблять сложные предложения, младшие школьники с ОНР нуждаются в проведении коррекционной работы.
С учениками ЭГ была проведена коррекционная работа по обучению употребления сложных предложений. Примеры проведенных занятий сведены в Приложении 2.
Прочие статьи:
Практические аспекты воспитания и обучения одаренных детей
Дополнительное образование детей – составная часть непрерывного образования и естественный партнер общеобразовательной школы, других учреждений, ведомств. При этом дополнительное образование детей становится не только средством развития личности, ее социальной адаптации. Дополнительное образование ...
Создание ситуации успеха
Существует еще один метод положительного подкрепления, который можно назвать созданием ситуации успеха. Он также направлен на укрепление веры человека в себя, но требует от педагога больших усилий, чем просто использование какого-либо поощрения. Это может быть особая помощь ученику в подготовке уро ...
Методические условия реализации метода проектов при обучении
русскому языку в начальных классах
Специальная работа учителя по обученности проектной деятельности способствует успешному усвоению детьми учебной программы. Для выяснения уровня готовности к проектной деятельности у младших школьников был проведен эксперимент, в котором участвовали ученики 4 класса МОУ СОШ №38 г. Комсомольска-на-Ам ...