Вопросы типа какой? когда? зачем? почему? и другие являются средством выделения тех или иных смысловых отношений (определительных, временных, целевых, причинных и др.). В процессе общения уже сам поставленный вопрос сигнализирует определенный тип связей, которые затем раскрываются и реализуются в ответах учащихся. Создавая наглядную ситуацию, учитель или подводит учащихся к употреблению требуемого вопроса или сначала сам обращается с вопросом к ним. В любом случае учитель подготавливает косвенно ответ учащихся, структурно воспроизводя в общении будущую придаточную часть сложного предложения. На основе наблюдения за языковыми явлениями и ситуациями, которые ими обозначаются, учащиеся выделяют в языке повторяющиеся элементы, сопоставляют их с теми однозначными отношениями, которые можно выделить в серии подобранных ситуаций; это позволяет сформировать у учащихся определенные обобщения в чисто практическом плане (без оформления их в определениях или правилах).
В данном случае грамматические закономерности усваиваются практически – не через запоминание определений, а путем образования языковых обобщений в речи и одновременного развития определенных умственных действий. Развитие мышления, совершенствование умственных операций в данном случае будет происходить не за счет умозаключений, которые производит ученик при теоретическом изучении грамматики, когда сопоставляются языковые факты и понятия между собой, а за счет выделения с помощью определенных языковых средств реальных отношений между вещами и явлениями. Абстрагирование и последующий синтез, которые производят учащиеся, заключаются в одновременном анализе сходных языковых форм и реальных отношений между предметами в повторяющихся наглядных ситуациях. Рассмотрение только языковых фактов, их сопоставление, их осознание как понятий, формирование правил их использования является более сложным этапом, этапом изучения грамматики как науки.
Большое место в системе работы над речью при изучении сложных предложений занимала работа над текстами. Такая работа с включением или выделением этих предложений из текста должна проводиться и на уроках чтения, и на уроках развития речи, и на уроках других учебных предметов. Это могут быть и специальные вопросы к тексту, и вопросы в виде плана к сочинению. Важно, чтобы эти вопросы по своему характеру обязывали бы учащихся употребить сложное предложение требуемого типа.
Сравнительный анализ употребления сложных предложений учащимися учеников ЭГ и КГ до проведения формирующего эксперимента представлен в табл. 2.2.
Таблица 2.2. Уровни развития употребления сложных предложений учениками 3-х классов ЭГ и КГ до проведения формирующего эксперимента
|
Уровень развития мотивации к учебной деятельности |
ЭГ |
КГ | ||
|
АВ |
% |
АВ |
% | |
|
Высокий |
1 |
6 % |
1 |
6 % |
|
Средний |
4 |
27 % |
4 |
27 % |
|
Низкий |
10 |
67 % |
10 | |
|
ВСЕГО |
15 |
100 % |
15 |
100 % |
Примечание. АВ – абсолютное выражение. % - процентное соотношение.
Таким образом, очевидно, что результаты учеников ЭГ и КГ до проведения формирующего эксперимента являлись идентичными.
Сравнительный анализ употребления сложных предложений учащимися учеников ЭГ и КГ после проведения формирующего эксперимента представлен в табл. 2.3.
Таблица 2.3. Уровни развития употребления сложных предложений учениками 3-х классов ЭГ и КГ после проведения формирующего эксперимента
|
Уровень развития мотивации к учебной деятельности |
ЭГ |
КГ | ||
|
АВ |
% |
АВ |
% | |
|
Высокий |
6 |
40 % |
1 |
6 % |
|
Средний |
5 |
33 % |
4 |
27 % |
|
Низкий |
4 |
27 % |
10 |
67 % |
|
ВСЕГО |
15 |
100 % |
15 |
100 % |
Прочие статьи:
Выяснение состава наименования и толкование значения его компонентов
В составном наименовании выделяются стержневое слово и поясняющие его слова. Учащиеся должны знать, на что могут указывать поясняющие слова составного наименования. Именем существительным в родительном падеже обычно указывается уровень употребления термина, например: часть слова, часть речи (мор ...
Задачи коррекционно-педагогической работы и ее основные
направления
Одной из основных задач дошкольного воспитания детей с нарушенным слухом является формирование у них словесной речи, в том числе и устной: ее восприятия на слухо-зрительной и слуховой основе и воспроизведения (произношения). Особенно важное значение имеет раннее начало лечебно-коррекционной работы. ...
Система мер, способствующая наиболее успешной адаптации молодых сотрудников
к службе в ОВД
Одной из главных мер, способствующих наиболее успешной адаптации молодых сотрудников к службе в ОВД является проведение индивидуально воспитательной работы с ними. В практике индивидуально – воспитательной работы можно использовать все педагогические методы и многие формы воспитания, индивидуализир ...