При изучении темы «Развитие органического мира» на комнатных растениях можно также пронаблюдать гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы. Это позволит учащимся лучше понять процессы дивергенции, конвергенции признаков и эволюции органического мира.
Гомологичными органами, имеющими общее происхождение и сходное строение, но выполняющими разные функции, являются, например, усики циссуса и колючки кактусов. Оба эти органа представляют собой видоизмененные листья, но выполняют разные функции: усики циссуса, цепляясь за опору, помогают растению выносить листья к свету, а колючки кактуса предохраняют растение от испарения и поедания животными. К гомологичным органам относят также луковицы ряда представителей семейства амариллисовых (амариллиса, зефирантеса, кринума) и стебли кактусов - видоизмененные стебли. Однако функции луковиц амараллисовых - хранение запасов питательных веществ, что позволяет растениям пережить неблагоприятные условия, а стебли кактусов ассимилируют органические вещества.
Аналогичными органами являются стебли кактусов и листья других комнатных растений. Они различны по происхождению и строению, но выполняют одинаковую функцию - синтез органических веществ. К аналогичным органам относят также присоски плюща и усики циссуса. Эти органы одинаково служат для прикрепления растений к опоре. Но строение и происхождение у них разное: усики циссуса - это видоизмененные листья, а присоски плюща - видоизмененные воздушные корни. На этих примерах важно показать, что аналогичные органы возникают у далеких в систематическом отношении организмов благодаря конвергенции - сходности признаков вследствие приспособленности этих организмов к сходному образу жизни.
Рудиментарными органами являются чешуйки на корневищах аспидистры и папоротников, а также колючки на стеблях кактусов. Наличие таких рудиментарных листьев служит важным доказательством исторического развития органического мира, утверждением, что когда-то у далеких предков этих растений органы были нормально развиты, но в процессе эволюции потеряли свое биологическое значение и сохранились в виде рудиментов.
Наглядным подтверждением этого может служить несложный опыт по выращиванию новых растений одного из кактусов (удобнее использовать эпифиллюм) из семян. Этот опыт позволит также проследить связь между индивидуальным и историческим развитием организмов, выраженную в биогенетическом законе Мюллера-Геккеля: каждая особь в своем индивидуальном развитии (онтогенезе) повторяет историческое развитие вида (филогенез).
Для выполнения опыта нужно взять просеянную листовую землю, смешать ее в равных количествах с промытым речным песком с примесью толченого древесного угля, насыпать в небольшие плошки, высеять туда семена эпифиллюма, накрыть стеклом и содержать при температуре около 20° С до прорастания их. Для предотвращения развития сорняков почву перед посевом надо прокалить или ошпарить кипятком. Учитывая, что наличие в поливной воде извести может задержать прорастание семян, поливать эти посевы нужно дождевой или снеговой водой. Полив лучше проводить с помощью пульверизатора, осторожно. Когда появляются всходы, учащиеся убеждаются, что эпифиллюм имеет две мясистые семядоли. Следовательно, предки его имели листья, которые в процессе развития приспособлений к условиям существования у них редуцировались, а их функции стали выполнять зеленые, сильно разросшиеся плоские или трехгранные стебли.
Закрепление и проверку знаний по изучаемому материалу этой темы советуем проводить по карточкам-заданиям. В эти карточки можно добавить вопросы, связанные с наличием у комнатных растений гомологичных, аналогичных и рудиментарных органов, а также с дивергенцией и конвергенцией биогенетического закона. Знания учащихся, закрепленные при помощи использования комнатных растений, будут способствовать развитию их мыслительной деятельности, содействовать формированию у них диалектико-материалистического мировоззрения.
Прочие статьи:
Реализация мотивации в условиях применения интерактивных методов обучения
Решение проблемы активизации учебной деятельности в школах, средних и высших учебных заведениях, так или иначе, лежит в основе всех современных педагогических теорий и технологий. Большинство из них направлено на преодоление таких, давно ставших привычными и трудноразрешимыми, проблем высшей школы, ...
Диалогическое общение как взаимодействие между участниками в
процессе организации культурно-досуговой деятельности на уроке иностранного языка
Использование в повседневном обиходе слова «досуг» представляет собой своеобразный симбиоз из понятий «отдых», «развлечение», «рекреация», «игровые занятия», «хобби», «спортивно-оздоровительные увлечения», «туризм» и т.д. Все это присуще культурно-досуговой деятельности в рамках, которой ее участни ...
Сущность социализации старших подростков
адаптация сирота опекунский социализация Проблемы, связанные с социализацией детей и подростков, постоянно находятся в центре внимания педагогов. В настоящее время эти вопросы приобрели особую актуальность в связи с неустойчивым состоянием общества, усугубляющимся социально-экономическим кризисом, ...