Исследуя тему «Химическая организация клетки», учащиеся анализируют ферментативный характер химических процессов, протекающих в клетке, наблюдают их в ходе программной лабораторной работы «Ферментативное расщепление пероксида водорода в клетках листа аквариумного растения элодеи». Учитель поясняет, что пероксид водорода образуется в живых клетках при биологическом окислении, что в растительных клетках под действием фермента пероксидазы он быстро разлагается до кислорода и воды, предохраняя организм от отравления. Для этой лабораторной работы можно подготовить инструктивную карточку, например, следующего содержания:
1. Разрезать лист элодеи скальпелем или безопасной бритвой на 4 части и поместить каждую часть в отдельную пробирку. В одну из них прилить немного чистой воды, во вторую - 96-градусного спирта, в третью - ледяной уксусной кислоты, в четвертую - воды, которую довести до кипения на пламени спиртовки.
2. После такой предварительной обработки каждый кусочек листа элодеи пинцетом перенести на отдельное предметное стекло; с помощью пипетки нанести на каждый из них несколько капель пероксида водорода и наблюдать, что произойдет с кусочками элодеи, записывая в таблицу (табл. 4).
Таблица 4
Наблюдаемое явление |
Варианты опыта | |||
без обработки |
спирт (96°) |
уксусная кислота |
кипячение | |
3. Сделать вывод по опыту.
Аналогичные опыты можно выполнять, используя листья традесканции или пеларгонии. В этом случае одна группа школьников выполняет опыт с листьями элодеи, другая - с листьями традесканции, третья - с листьями пеларгонии. И результаты опыта станут еще более убедительными и обоснованными. Опыты позволят учащимся наглядно убедиться, что в живых клетках растений под действием пероксида водорода выделяются пузырьки кислорода, так как в них под действием фермента белка пероксидазы происходит расщепление пероксида водорода. В мертвых тканях, убитых спиртом, уксусной кислотой или нагреванием, в которых произошла денатурация белка и разрушен фермент, разложения пероксида водорода не происходило и кислород не выделялся.
В теме «Строение и функции клетки» программой предусмотрено проведение трех лабораторных работ. В них комнатные и аквариумные растения незаменимы.
Сравнительное описание животной и растительной клеток можно провести, используя для лабораторной работы листья элодеи:
1. На предметное стекло поместить лист элодеи. Капнуть на него водой и накрыть покровным стеклом.
2. Чайной ложкой (предварительно обеззараженной спиртом) снять с внутренней стороны щеки немного слизи и поместить на предметное стекло. Подкрасить ее разбавленными синими чернилами и накрыть покровным стеклом.
3. Рассмотреть препараты под световым микроскопом. При большом увеличении найти основные органоиды. Результаты наблюдений записать в таблицу (табл. 5).
Таблица 5
Тип клетки |
Цитоплазма |
Ядро |
Пластиды |
Оболочка |
Растительная Животная |
Прочие статьи:
Роль образования в достижении гендерной справедливости
Образование имеет важное значение для улучшения положения женщин. Редкие объекты инвестиционной деятельности могут сравниться по своей отдаче с обучением девочек для самих женщин, для их семей и для общества. Образование расширяет возможности женщин участвовать в общественной жизни и повышать качес ...
Профилактика задержки речевого развития у детей раннего возраста
Наиболее благоприятны для психического развития ребенка физический контакт с матерью, привязанность к ней. Их общение можно приравнять к беседе, если давать малышу время на ответ. Для стимуляции голосовых реакций мать наклоняется над малышом, ласково улыбается и через определенные интервалы произно ...
Социальный педагог во внешкольных учреждениях
Ведущим принципом организации работы внешкольных учреждений является добровольность объединения детей по интересам, что стимулирует их соответствующую деятельность, развивает их активность в овладении культурными ценностями общества и их приумножения. Идея комплексности и многопрофильности деятельн ...