4. Сделайте вывод на основании наблюдений.
Эту работу можно продолжить и сравнить строение клеток различных тканей одного и того же растения, рассмотрев под микроскопом и зарисовав клетки покровной ткани (эпидермис листа), ассимиляционной ткани (разрез листа), меристематической ткани (конус нарастания корня), корневой волосок, клетки проводящих тканей. Такое сравнительное изучение позволит установить, в чем выражается специализация клеток, а также понять связь между их строением и выполняемыми функциями. Работу можно выполнять на любом комнатном растении. Она поможет учителю убедить старшеклассников в том, что основная закономерность эволюции тканевых клеток - это приспособление к функционированию в составе единого многоклеточного организма.
Движение цитоплазмы в живых растительных клетках можно наблюдать в листьях элодеи, а в тех школах, где позволяют условия, и с другими растениями. Это сделает выводы более убедительными и обоснованными.
Для проведения лабораторной работы учитель готовит примерно следующую инструктивную карточку:
1. Приготовить препарат листа элодеи или другого растения.
2. Рассмотреть препарат при большом увеличении микроскопа. Найти клетки, в которых заметно движение цитоплазмы (для этого надо плавно передвигать препарат по предметному столику, работать микровинтом и регулировать освещение).
3. Если движение цитоплазмы не обнаружено, поместить препарат на несколько минут под настольную электрическую лампу в 60 Вт на расстоянии 20-30 см или подержать лист между пальцами руки, слегка сдавив его.
4. Зарисовать 2-3 клетки и указать их оболочку, цитоплазму, ядро, хлоропласты.
5. Снять покровное стекло, нанести на препарат несколько капель 96-градусного спирта. Вновь накрыть покровным стеклом, рассмотреть препарат и отметить, какие произошли изменения в движении цитоплазмы под действием спирта.
6. Сделать вывод по опыту.
Опыт убеждает учащихся, что движение цитоплазмы присуще только живым клеткам и является одним из проявлений их жизнедеятельности. В клетках, убитых спиртом, движение цитоплазмы прекращается.
Плазмолиз и деплазмолиз можно наблюдать в живых клетках листа элодеи. Эти явления удобно наблюдать также на комнатных растениях с окрашенным клеточным соком, например в фиолетовых листьях традесканции зебровидной, в окрашенных лепестках цветков примулы, бальзамина или пеларгонии, в листьях аквариумного растения валлиснерии.
Для приготовления препаратов нужно острой бритвой сделать тонкие срезы с нижней стороны листа или с верхней стороны лепестков околоцветника указанных растений. Использовать снятый эпидермис для этих целей нельзя, так как при его сдирании многие клетки могут оказаться поврежденными. В качестве плазмолитика для проведения этой лабораторной работы в условиях школы наиболее удобно использовать 2- 3-процентный раствор поваренной соли. Наблюдать за плазмолизом и деплазмолизом целесообразно на одном препарате. Чтобы выводы были более убедительными и меньше травмировалось растение, советуем во время лабораторной работы предложить пронаблюдать эти явления разным ученикам у разных растений, пользуясь инструктивной картой, а в конце работы всем классом обсудить результаты наблюдений отдельных учащихся. Инструктивная карточка может быть примерно следующей:
1. Приготовить микропрепарат из растительного объекта.
2. Рассмотреть объект при малом увеличении микроскопа (обратить внимание на плотное прилегание содержимого клеток к их стенкам).
Прочие статьи:
Педагогическая импровизация: исторический аспект
Исследователи в области педагогики уже давно обратили внимание на необходимость развития творческой личности учителя, но педагогической импровизации, неотъемлемому компоненту педагогической деятельности, до недавних пор уделялось недостаточно внимания. Слово «импровизация» (лат. improvisus) означае ...
Метод обучения. Понятие. Классификация
Методам обучения, от которых зависит немалый успех работы учителя и школы в целом, посвящен не один десяток фундаментальных исследований, как в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных предметов. И, несмотря на это проблема методов обучения, как в теории обучения, ...
Психомоторика как средство повышения психической и интеллектуальной
активности
В целостной структуре развития человека особая роль с давних пор отводится двигательному анализатору. На это указывал еще И.М.Сеченов, считавший, что психомоторной организации человека объективируются все формы психического отражения и двигательный анализатор выступает как интегратор всех анализато ...