В нашей стране в 1992 г. правительство принимает постановление «О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье», которая включает экономическую, правовую, медицинскую, психологическую и педагогическую помощь.
Социальная политика относительно семьи и детей проявилась в выплате пособий на ребенка, создании учреждений социального обслуживания, которые были ориентированы на семью и детей. В этих учреждениях оказывается помощь семье, детям-сиротам, трудным подросткам, организовывается семейный отдых.
Эти службы обеспечивают детскую безопасность, нормальные условия для ребенка в семье.
В практике социальной помощи семье создаются различные центры: досуга, патроната семейного типа, помощи семье во время кризиса.
Более распространенной формой социальной помощи семье являются центры смешанного типа, где объединяется работа различных служб. Так, одной из них является служба социальной реабилитации, занимающаяся людьми попавшими в трудную жизненную ситуацию. Здесь оказывают материальную поддержку, помогают найти работу, занимаются проблемами усыновления, опеки, попечительства.
В социальной службе молодежи помогают молодым людям в трудоустройстве, оказывают помощь молодой семье, несовершеннолетним преступникам, вернувшимся из заключения, алкоголикам и наркоманам.
В центрах реабилитации детей-инвалидов — оказывается психологическая, педагогическая и медицинская помощь, осуществляется профессиональная подготовка.
Организацией досуга семей, культурно-массовых мероприятий занимаются центры досуга. В них к воспитанию детей привлекаются отцы, предоставляется возможность родителям на несколько часов оставлять в центре малышей; здесь собираются и подростки.
В медико-социальном центре оказывается помощь не только детям, но и членам семьи, всем слоям населения. Здесь осуществляется патронаж семей с малолетними детьми, проводится пропаганда здорового образа жизни, медицинская профилактика. Особое внимание уделяется семьям, где есть дети-инвалиды и больные дети. После выявления нуждающихся семей социально-бытовые службы оказывают им различную помощь: их прикрепляют к магазинам, мастерским и т.д.
Для оказания временной помощи семье, попавшей, в беду, создаются временные приюты. Более распространены приюты для детей. Для взрослых создаются социальные гостиницы, для подростков и молодежи — дома по интернатному принципу, где они живут до 18 лет, посещая школу; после окончания, найдя работу, могут уйти из интерната.
В центре психолого-педагогической помощи семье и детям помогают установить в семье нормальную психологическую обстановку, осуществляют психологическое и педагогическое просвещение всех ее членов.
Распространенной формой работы с трудными детьми и подростками являются центры социальной реабилитации детей и подростков. В них занимаются профилактикой их антиобщественного поведения, организовывая их труд и учебу, помогая выйти из кризисного состояния.
Центры социальной защиты осуществляют правовую и юридическую помощь несовершеннолетним и их семьям. Контролируют криминальные семьи и лиц, которые вовлекают детей и подростков в преступления. Помогают вышедшим из заключения.
В дошкольных центрах социально-педагогической поддержки занимаются обучением и воспитанием детей по программе детских садов, осуществляют психологическую и педагогическую реабилитацию детей с отклонениями в умственном и физическом развитии. В центрах разрабатываются индивидуальные реабилитационные программы для каждого ребенка. Ведется психологический и педагогический контроль за процессом реабилитации.
Особо социальные работники выделяют работу с родителями. Контакты с ними помогают социальному педагогу проводить реабилитационную работу с ребенком и членами семьи. Осуществить индивидуальные программы можно только вместе с родителями.
Чаще всего каким-либо из центров охвачены семьи «группы риска»: те, которые оказались в тяжелом материальном положении, в которых родители учатся, работают на вредном производстве, многодетные семьи, нетрудоспособные, имеющие детей-инвалидов.
Прочие статьи:
Психолого-педагогические аспекты применения различных художественных техник
в старшей дошкольной группе
дошкольный творчество изобразительное искусство Детство – это первая ступень человека, на которой начинается познание мира. Через конкретные живые образы природа вливается в живое существо миром красок, чувств, разнообразных форм и явлений. На этом важном жизненном этапе идет процесс интенсивного п ...
Задания на различение силы звука
Дети слушают, как педагог ударяет — тихо или громко — по пластинке металлофона («падают капли дождя», «идет сильный дождь»), показывают руки при громкой музыке, прячут их при тихой, хлопают в ладоши тихо или громко, в соответствии со звучанием. Все перечисленные выше задания обеспечивают последоват ...
Основные подходы к изучению агрессии
В теории, объясняющей природу агрессии человека, существует несколько подходов. Все они отражают воззрения и эмпирический опыт конкретных исследователей и психологических школ разного времени, но ни один из них еще не признан универсальным и исчерпывающим. Объясняется это тем, что в современной нау ...