Сложные подчинительные конструкции появляются в речи нормально развивающегося ребенка относительно рано. А.Н. Гвоздев указывает на то, что сложные предложения с союзами начинают появляться с 2 лет 2 мес. – 2 лет 5 мес. Им предшествуют в речи ребенка бессоюзные сложные предложения, в которых выражение тех или иных смысловых отношений (одновременности действий или их последовательности, взаимообусловленности явлений и др.) достигается за счет интонационных акцентов.
По данным А.Н. Гвоздева, большая часть союзов и союзных слов (28 из 39) начинает употребляться в речи ребенка до 4 лет: в возрасте 2,4–2,6 – союзы а, и, потому что; в возрасте 2,6–2,8 – когда, как; в 2,8–2,10 – где, чтобы, если; в 2,10—3,0 который; 3,3–3,6 – что и др. По данным Н.А. Менчинской, определительные предложения появляются начиная с 2,6; предложения с союзом потому что – 2,7; с союзом когда – с 2,9.
Таким образом к 4-м годам у ребенка в речи появляются основные союзы (союзные слова). Однако первоначально они встречаются редко. Лишь постепенно сложные предложения с союзами получают широкое распространение в речи ребенка и вытесняют бессоюзные предложения с соответствующими значениями.
По данным Н. Рыбникова, к концу 4-го года ребенок овладевает главнейшими видами сложных предложений, в которых в качестве основного смыслового компонента присутствуют союз или союзное слово.
Исследования М.П. Феофанова позволяют дополнить эти данные, доведя их до возраста, когда нормально развивающийся ребенок поступает в школу. В устной речи ребенка шестилетнего возраста сложноподчиненные предложения составляют – 18,9 %, сложносочиненные – 8,9 % (итого – сложных предложений – 27,8 %), у семилеток соответственно: 19 % и 7 % (итого – 26 %).
Сложные предложения появляются у нормально развивающихся детей сравнительно рано, когда грамматические отношения в простых предложениях только складываются. Поэтому формирование сложного предложения идет параллельно двумя путями, с одной стороны, формируются грамматические связи в простых предложениях, входящих в их состав, с другой, – оформляется союзная связь между ними. При этом, как указывает А.Н. Гвоздев, сложные предложения с союзами даже при их раннем появлении в основном употребляются правильно по значению.
Когда ребенок поступает в школу, синтаксический строй его устной речи совершенствуется уже под большим влиянием письменной речи. Овладение письмом и чтением существенным образом влияет на общее развитие речи и мышления. Письменные формы передачи содержания требуют более точного и разнообразного использования языковых средств, более развернутого выражения, более полного описания и обоснования того, что ими передается.
Как считает М.Р. Львов, уже учащиеся 3-го класса общеобразовательной школы достаточно широко употребляют в самостоятельной письменной речи сложные предложения. Они составляют до 23,1 % от общего числа предложений (среди них около половины – сложноподчиненные), которые к 5-му классу составляют 50, к 10-му – свыше 61 %. В том же исследовании отмечается, что по частоте использования сложноподчиненные предложения имеют отчетливо выраженную и устойчивую тенденцию к увеличению из класса в класс (в среднем на 2,5 % каждый год начиная с 3-го класса); количество же сложносочиненных предложений снижается – с 38,9 % в 3-м классе до 25,3 % в 5-м и 18,4 % в 10-м классе.
Прочие статьи:
Дидактические условия осуществления мотивации учащихся
Стратегическая задача реформы казахстанского образования видится в развитии новой национальной модели, направленной на формирование творческой личности. В концепции развития образования Республики Казахстан на период до 2015 года выделяются факторы, сдерживающие развитие образования: нет компетентн ...
Методика предрасположенности к
конфликтному поведению К. Томаса
С помощью адаптированной Н.В.Гришиной методики американского социального психолога К.Н.Томаса (1973) определяются типические способы реагирования на конфликтные ситуации. Можно выявить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в группе, в школьной команде, стремится ли он к компро ...
Характеристика основ политехнического образования
Проблема политехнического образования не нова для отечественной педагогики. Она разрабатывалась Н.К. Крупской, П.П. Блонским, М.М. Пистраком, А.Г. Калашниковым, Н.К. Гончаровым, С.М. Шабаловым и др. В последние десятилетия проведены исследования, посвященные теоретико-методологическим аспектам поли ...