Записанные на диктофон речевые ситуации анализировались по следующим аспектам:
1. Речевая ситуация (коммуникативный аспект): участники общения (адресант и адресат; положение говорящих с точки зрения доминирования; актуальные роли коммуникантов); время и место; причины (мотивы речевых действий); цели говорящих (коммуникативные намерения и их восприятие партнерами); способы достижения говорящими целей общения (или причины их недостижения).
2. Тематико-семантический аспект - семантика высказываний (их тематическая направленность и конкретное содержание).
3. Лексический аспект: лексический состав высказываний; использование эмоционально-экспрессивных средств; употребление этикетных средств.
4. Тонально-фонационный аспект: присутствие и происхождение фоновых шумов; тон, тембр, темп, дикция говорящих и т.д.
5. Общий вывод о наличии и особенностях проявления вербальной агрессии в данной речевой ситуации и об уровне общения коммуникантов.
Показать возможности применения данного метода можно на примере анализа расшифрованной записи XIII из диктофонных записей (текст - см. Приложение 1), демонстрирующей вербальную агрессию в сфере межличностных отношений учащихся. Время и место - урок русского языка в 5-м классе (6-ой по счету в расписании).
В данной речевой ситуации общаются, с одной стороны, учитель и учащиеся; с другой - учащиеся между собой. Примечательно, что здесь действует начинающий педагог - практикант, поэтому доминирующую позицию занимают скорее учащиеся и агрессивная инициатива принадлежит именно школьникам, в то время как позицию учителя можно охарактеризовать как неуверенную.
В речи учителя это отражается употреблением вопросительных предложений ("Давай ты? Не хочешь?"); не очень целенаправленной формулировкой задания ("Я хочу ."). Вызванный ученик также демонстрирует недоминантную позицию по отношению к одноклассникам. Визуально это подтверждается малым по сравнению с окружающими ростом школьника, пренебрежительным отношением к нему других учеников.
Цель каждого ученика - ответить у доски, с одной стороны, для того, чтобы получить хорошую отметку (т.к. это легче, когда урок ведет новый человек); с другой - продемонстрировать знания (т.к. у начинающего учителя еще не сложилось стереотипное мнение о каждом ученике). Однако из последующего развития ситуации очевидно, что преобладающей целью является все-таки получение отметки, поскольку дети не заботятся о создании у нового учителя благоприятного впечатления об уровне их речевой культуры.
Способы достижения целей - открытое, ярко выраженное проявление вербальной агрессии в форме оскорблений (использование отрицательных эмоционально-оценочных слов "дурак"; "урод") и враждебного замечания ("Вечно его вызывают, а меня никогда!").
С точки зрения внешнего звукового оформления, ситуация характеризуется повышенным тоном реплик, сильным фоновым шумом, отчасти объяснимым общей усталостью школьников (6-ой урок), одновременностью речи нескольких участников, ускоренным темпом речи.
В соответствии с этим можно сделать вывод о том, что речевое поведение класса ярко демонстрирует примитивный уровень: отсутствие учета актуальной роли одноклассника (официально отвечающий у доски) и условий общения (урок не место выяснения внутриколлективных отношений); примитивное восприятие партнера ("коротышка", "слабак", "везунчик"); открытые оскорбления и враждебное замечание в его адрес.
Данный пример наглядно демонстрирует проявление внутриколлективной открытой речевой агрессии учащихся.
Рассмотрим теперь пример из записей IX (текст - см. Приложение 1), демонстрирующий проявления вербальной агрессии в отношениях ученика и учителя (общешкольных). Явная цель ученицы - оттянуть время от начала работы; скрытая ее цель - утвердиться в глазах одноклассников, укрепить доминантную позицию. Способ достижения целей - словесное препирательство с учителем (по сути - речевая агрессия).
Прочие статьи:
Особенности формирования активного словарного
запаса у старших дошкольников со стертой формой дизартрии
По данным Е.Ф. Соботович, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, ведущим нарушением при стертой дизартрии является нарушение произносительной стороны речи. Вместе с тем у многих детей обнаруживается и несформированность лексико-грамматического строя речи, фонематических процессов, что представляет собо ...
Принцип построения диагностического материала
Задачей нашей работы было создание методики диагностики учебной инициативы в конце младшего школьного возраста. Можно выделить два типа основных новообразований, которыми характеризуются достижения каждого из детских возрастов: новообразования, которые связаны с осоением новой предметности (для мла ...
Учёт возрастных и половых особенностей школьников
При составлении программы для младшего школьного возраста (7-11 лет) учитывается необходимость смены упражнений, исключающих однообразие: Силовые статические и с задержкой дыхания, а так же прыжки с большой высоты. В среднем возрасте (12-15 лет) ограничивают применение силовых упражнений, которые м ...