Реализация ученицей своих целей начинается с притворного возмущения по поводу того, что ее вызвали, которое выражается в форме вопроса-восклицания в резко повышенном тоне ("А что я-то?!"). Видя, что учитель остался спокоен, не повысил тон и ограничился нейтральным замечанием ("Ты работаешь, у тебя есть задание"), ученица усиливает давление с помощью враждебного замечания в резко повышенном тоне ("Я знаю!").
Теперь она реализовала свое намерение: учитель разозлен, он делает ей замечание, интонация которого может быть классифицирована по шкале интенсивности как "крик", но в котором все-таки присутствует этикетная формула просьбы ("Так, ты находишься на уроке! Так что веди себя, пожалуйста, приличнее!"). Ученица ненадолго успокаивается, но вскоре начинает громко разговаривать с подругой, смеяться. На повторное замечание учителя она реагирует отрицанием в резко повышенном тоне ("Да я не болтаю!"). Такая речевая деятельность, называемая в обиходе (как верно отмечает учитель) "хамством", позволяет ученице реализовать свое намерение упрочить доминантную позицию.
Речевое поведение ученицы демонстрирует манипулятивный уровень общения, на котором также находят проявления вербальной агрессии. Однако здесь они выражаются в более изощренных или скрытых формах. Изначально выбранную установку на доминирование в данном случае можно определить как скрытое, завуалированное намерение, которое реализуется при помощи как психологических, так и собственно риторических средств, применяемых более или менее осознанно.
В Приложении 2 содержится анализ еще 3 речевых ситуаций, в которых проявляется вербальная агрессия учителя и / или ученика на примитивном или манипулятивном уровне.
Кратко рассмотрев речевую специфику уровней общения и проанализировав ряд примеров речевого поведения учащихся пятых-шестых классов общеобразовательной средней школы, можно утверждать, что чаще всего общение этого контингента школьников происходит на примитивном или манипулятивном уровнях, где наблюдается вербальная агрессия.
Комплексное использование выделенных и описанных диагностических методов и методик, а также сравнительный анализ данных их применения в различных возрастных группах испытуемых, позволяют сделать вывод о том, что речевая агрессия - типичное явление для учащихся средней общеобразовательной школы. Более того, вербальная агрессия школьников имеет место практически на всех социальных уровнях общения: межличностном, внутриколлективном, общешкольном.
В ходе проведения констатирующего эксперимента была отмечена также частотная и качественная независимость проявлений вербальной агрессии изучаемого контингента учащихся от условий общения, специфики речевой ситуации, адресата. Этот факт свидетельствует о том, что ситуация речевой агрессии может возникнуть как в ходе самого учебного процесса, так и во время организационных моментов (подготовки к уроку, сдачи тетрадей, вызова к доске, распределения заданий и т.п.).
Как показало первичное визуальное наблюдение за речью школьников, учащиеся 7-8-х классов в целом обладают большей склонностью вербальной агрессии, чем учащиеся 5-6-х классов. Это положение подтверждается результатами опроса школьников по опроснику Басса-Дарки: если среди учащихся 5-6-х классов склонность к речевой агрессии прямо или косвенно признавали в целом 40-50%, то среди учащихся 7-8-х классов - уже 60-70%.
По данным методики РНЖ, повышенная склонность к вербальной агрессии отмечена у 35 % учащихся 5-х классов, 51 % учащихся 6-х классов. Общий уровень агрессии, по РНЖ, - 102 и 153 балла соответственно по симптомокомплексу методики, что выражается в следующих конкретных показателях:
- тематика изображения: хищник (32% в 6-х кл. и 25% в 5-х кл.); угрожающее выражение "животного" (36% в 6-х кл. и 27,5% в 5-х кл.); угрожающая поза "животного" (15% в 6-х кл. и 7,5% в 5-х кл.); большое количество острых углов (17% и 10% соответственно); верхнее размещение углов (17% и 7,5%); разворот головы "животного" вправо или анфас (72% и 72,5%); изображение пышного, направленного вверх хвоста (19% и 25%); наличие орудий нападения - зубов, когтей, рогов и т.п. (47% и 40%) и др. признаки (подробно - в Приложении );
Прочие статьи:
Приемы снятия трудностей при чтении текстов в
средней школе
Приведём здесь некоторые приёмы снятия трудностей при чтении текстов в младшей средней школе: - необходимо формировать у детей механизмы прогнозирования, догадки, идентификации, учить анализировать, находить языковые опоры в тексте, пользоваться при необходимости словарём. - следует продолжить обуч ...
Технология создания аппликации
из ткани. Материалы и оборудование
Аппликация из лоскутов ткани - по силам даже маленьким детям от 3-х лет. Несложное детское творчество понравится ребенку. И принесет пользу, такой вид творчества развивает усидчивость и аккуратность. Начать можно с небольшой картинки, выбрав простой рисунок. Аппликацию затем можно поместить в рамоч ...
Сравнительный анализ жизнедеятельности скаутского и пионерского движения,
как наиболее ярких примеров детского общественного движения
В наше время скаутское и пионерское движения существуют одновременно и независимо друг от друга, и, несомненно, обе организации вносят существенный вклад в социальное развитие детей и подростков. И все же нас интересует вопрос сходства и различия данных движений на современном этапе развития. Для п ...