К социально ценным мотивам педагогической деятельности относятся чувство профессионального и гражданского долга, ответственность за воспитание детей, честное и добросовестное выполнение профессиональных функций (профессиональная честь), осознание высокой миссии учителя, увлеченность предметом и удовлетворение от общения с детьми, любовь к детям.
Ничем не могут быть оправданы эгоистические мотивы педагогической деятельности, которые «держат» учителя в школе: зарплата, продолжительный отпуск, возможность получения квартиры или льгот и так далее.
Обращает на себя внимание феминизация профессии педагога во всем мире и особенно в России, где учителей-женщин более 80%, что не может сказаться на характере воспитания мальчиков, юношей, требующих мужского воздействия. Учителя-мужчины конечно же есть в школах, но они ведут лишь специфические предметы, такие как физическая культура, трудовое обучение, ОБЖ, НВП, которые идут один или два раза в неделю, да и то не во всех школах.
В исследованиях Евгения Александровича Климова все многообразие профессий представлено схемами по отношению человека к окружающему миру, людей, техники. Предложенный Е.А.Климовым подход позволяет классифицировать их по целям труда, по характеру действий, орудиям труда и условиям.
По предмету все профессии подразделяются на биономические (природа), техномические (техника), сигномические (знаки), артономические (художественные образы), социономические (взаимодействие людей) по А.Н. Леонтьеву.
Согласно Е.А. Климову, это тип профессии (человек – человек) определяется следующими качествами человека: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении, умением ставить себя на место другого человека, способностью быстро понимать намерения, помыслы, настроения других людей, разбираться в их взаимоотношениях.
Склонности, по данным Н.В. Кузьминой, являются наиболее типичным фактором, определяющим выбор профессии.
Показатели Е.А. Климова являются значимыми и для педагогической профессии. Среди них влияние: 1) учителя и любимого предмета; 2) семьи, семейных традиций; 3) предшествующего опыта работы.
По данным Н.В. Кузьминой, «индекс общей удовлетворенности профессией и процессом деятельности» у педагогов в целом высок, закономерно повышаясь по мере ее продуктивности.
Еще в начале ХХ века П.Ф. Каптерев отметил, что личность учителя в обстановке обучения занимает первое место те или другие свойства будут повышать или понижать воспитательное свойство его обучения. «Противопоказаниями являются дефекты речи, невыразительность речи, замкнутость, необщительность, выраженные физические недостатки, нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстного интереса – интереса просто так».
Е.А. Климов отмечает 8 основных факторов:
1) позиция старших членов семьи;
2) позиция сверстников;
3) позиция школьного педагогического коллектива;
4) личные профессиональные и жизненные планы;
5) способности и их проявления;
6) притязание на общественное признание;
7) информированность о той или иной профессиональной деятельности;
8) склонности.
Профессия учителя, педагога является одной из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт преемственности поколений. По сути, педагог – это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. В меняющемся мире профессий общее количество которых несколько десятков тысяч, профессия учителя остается неизменной. Хотя ее содержание, состав, условия труда меняются. Так, социологические исследования показывают, что количественный состав учителей, например с 1980 по 1994 г. изменялось, неравномерно по городам и сельской местности имел до 1993 г. положительную тенденцию роста, с сокращением педагогических кадров в 1994 г. почти на 1/3.
Прочие статьи:
Экономическая эффективность применения интерактивных методов обучения
Как мы уже упоминали, эффективность – это сложная экономическая категория. В ней отражается одна из важнейших сторон функционирования общественного производства – результативность. Мы выделили как экономическую так и социальную эффективность. И тот и другой вид эффективности определяется набором оп ...
Психомоторная организация человека
Вопрос и причинах движений человека с давних пор интересовал ученых-анатомов, врачей, философов. В начале нашей эры уже была ясна сократительная функция мышц и роль двигательных нервов; но причины, вызывающие движение, оставались невыявленными. Лишь в XVII веке Р. Декарт, создав основу рефлекторной ...
Применение правил
Объяснение правила и понимание его учащимися — это только начало работы над созданием пунктуационного навыка. «Усвоение правил и их применение,— говорит Н. А. Менчинская в статье «Психология обучения»,— трактуется как две стороны единого процесса, поскольку учащийся может усвоить в полной мере толь ...