Профессионально-важные качества

Страница 1

К социально ценным мотивам педагогической деятельности относятся чувство профессионального и гражданского долга, ответственность за воспитание детей, честное и добросовестное выполнение профессиональных функций (профессиональная честь), осознание высокой миссии учителя, увлеченность предметом и удовлетворение от общения с детьми, любовь к детям.

Ничем не могут быть оправданы эгоистические мотивы педагогической деятельности, которые «держат» учителя в школе: зарплата, продолжительный отпуск, возможность получения квартиры или льгот и так далее.

Обращает на себя внимание феминизация профессии педагога во всем мире и особенно в России, где учителей-женщин более 80%, что не может сказаться на характере воспитания мальчиков, юношей, требующих мужского воздействия. Учителя-мужчины конечно же есть в школах, но они ведут лишь специфические предметы, такие как физическая культура, трудовое обучение, ОБЖ, НВП, которые идут один или два раза в неделю, да и то не во всех школах.

В исследованиях Евгения Александровича Климова все многообразие профессий представлено схемами по отношению человека к окружающему миру, людей, техники. Предложенный Е.А.Климовым подход позволяет классифицировать их по целям труда, по характеру действий, орудиям труда и условиям.

По предмету все профессии подразделяются на биономические (природа), техномические (техника), сигномические (знаки), артономические (художественные образы), социономические (взаимодействие людей) по А.Н. Леонтьеву.

Согласно Е.А. Климову, это тип профессии (человек – человек) определяется следующими качествами человека: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении, умением ставить себя на место другого человека, способностью быстро понимать намерения, помыслы, настроения других людей, разбираться в их взаимоотношениях.

Склонности, по данным Н.В. Кузьминой, являются наиболее типичным фактором, определяющим выбор профессии.

Показатели Е.А. Климова являются значимыми и для педагогической профессии. Среди них влияние: 1) учителя и любимого предмета; 2) семьи, семейных традиций; 3) предшествующего опыта работы.

По данным Н.В. Кузьминой, «индекс общей удовлетворенности профессией и процессом деятельности» у педагогов в целом высок, закономерно повышаясь по мере ее продуктивности.

Еще в начале ХХ века П.Ф. Каптерев отметил, что личность учителя в обстановке обучения занимает первое место те или другие свойства будут повышать или понижать воспитательное свойство его обучения. «Противопоказаниями являются дефекты речи, невыразительность речи, замкнутость, необщительность, выраженные физические недостатки, нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстного интереса – интереса просто так».

Е.А. Климов отмечает 8 основных факторов:

1) позиция старших членов семьи;

2) позиция сверстников;

3) позиция школьного педагогического коллектива;

4) личные профессиональные и жизненные планы;

5) способности и их проявления;

6) притязание на общественное признание;

7) информированность о той или иной профессиональной деятельности;

8) склонности.

Профессия учителя, педагога является одной из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт преемственности поколений. По сути, педагог – это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. В меняющемся мире профессий общее количество которых несколько десятков тысяч, профессия учителя остается неизменной. Хотя ее содержание, состав, условия труда меняются. Так, социологические исследования показывают, что количественный состав учителей, например с 1980 по 1994 г. изменялось, неравномерно по городам и сельской местности имел до 1993 г. положительную тенденцию роста, с сокращением педагогических кадров в 1994 г. почти на 1/3.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Метод обучения. Понятие. Классификация
Методам обучения, от которых зависит немалый успех работы учителя и школы в целом, посвящен не один десяток фундаментальных исследований, как в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных предметов. И, несмотря на это проблема методов обучения, как в теории обучения, ...

Мировой и отечественный опыт работы с одаренными детьми
В нашей стране с 60-х годов существуют специализированные классы и школы куда отбираются дети на основе их склонностей и более высокого уровня способностей. Обучение определенным предметам ведется по специально разработанным программам. Данные по этим классам показывают, что в целом успехи этих дет ...

Конспект урока с использованием ТСО
Урок математики в 1-м классе с использованием информационных технологий. Тема урока: « Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток. Счет в пределах 100» Цель урока: 1. Образовательная: формировать вычислительные навыки счета в пределах 20 и в пределах 100; 2. Воспитательная: воспит ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru