Держать в уме знания о личных качествах многих и разных людей. При этом если учесть, что профессия «человек – человек» характеризуется определенным набором типических предпочтений, интересов, личностных особенностей (Дж. Холланд, Е.А. Климов), то его профессиональная характеристика оказывается глубоко типизированной.
Так, по Евгению Александровичу Климову человеку этой профессиональной схемы свойственны:
1) умение руководить, учить, воспитывать, «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей»;
2) умение слушать и выслушивать;
3) широкий кругозор;
4) речевая (коммуникативная) культура;
5) «душеведческая направленность, наблюдательность ума»; проектировочный подход к человеку или его поведению, умение или способности мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный, или же знакомый по опыту;
6) «проектировочный» подход к человеку, основанный на уверенности, что ему (человеку) всегда можно стать лучше;
7) способность сопереживания;
8) наблюдательность;
9) глубокая и оптимистическая убежденность в том, что идея служения народу в целом правильная;
10) решение нестандартных ситуаций;
11) высокая степень саморегуляции.
Также существуют и противопоказания для выбирающих эту профессию.
Первое свойство объективного и заключается в степени знания учителем преподаваемого предмета в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; потом – в знакомстве с методологией предмета(ов), общими дидактическими принципами, и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой учителю приходится иметь дело и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте и творчестве.
Второе включает в себя и педагогический такт, и педагогическую самостоятельность и педагогическое искусство. П.Ф. Каптерев отметил и необходимые «личностные» нравственно-волевые свойства учителя, к которым были отнесены беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость, добросовестность, стойкость, выдержка, демократичность, подлинная любовь к детям. При этом любовь к детям и юношеству нужно уметь отличать от любви к учительской профессии. Все современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям является важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя. В.А. Крутецкий добавляет к этому склонность человека работать и общаться с детьми. Еще К.Д. Ушинский говорил: «Учитель живет до тех пор, пока в нем не умирает желание учиться, как только оно умирает, умирает и сам учитель».
По авторитетному утверждению Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина, хотя способности человека по специфическим психологическим закономерностям не заложены в свойствах нервной системы, но конечно, процессы обучения будут протекать иначе у лиц с высокой или низкой динамичностью нервных процессов.
Как отмечал С.Л. Рубинштейн, процесс развития способностей человека есть процесс развития человека… освоение человеком определенных знаний и способов действий имеет своей предпосылкой, своим внутренним условием известный уровень умственного развития – развитие умственных способностей. В наиболее обобщенном виде В.А. Крутецкий представил педагогические способности:
1) «Дидактические способности» - то способности передавать детям учебный материал, делая его доступным для детей, вызывать у детей активную самостоятельную мысль.
2) Академические способности – способности к соответствующей области наук.
3) Перцептивные способности – способности проникать во внутренний мир ученика.
4) Речевые способности – способности ясно и четко выражать свои мысли.
5) Организаторские способности – способности организовать ученический коллектив. Правильно организовать свою собственную работу.
Прочие статьи:
Особенности развития речевой моторики у старших дошкольников
Развитие артикуляционного аппарата начинается с самого рождения, но находится на рефлекторном уровне. У ребенка возникает рефлекторный крик, звуки и за счет этого круговая мышца рта напрягается и растягивается, мягкое небо поднимается и опускается. При появлении гуления и смеха становятся активными ...
Анализ действующих учебно-методических комплексов по русскому языку для 5-6
классов с точки зрения представленности в них материала для работы над лексическими
нормами
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, то есть даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам и одним из направлений является овладение нормами русск ...
Традиционное обучение
Обучение-целенап-й пед-й процесс организ-ии и стимулир-я активной уч-позн-й деят-ти уч-ся по овладению ЗУНами, развитию творч-х спос-ей, мировозрения и нравс-но-эстетич-х взглядов т буждений. Говоря о сущности знания, нужно иметь ввиду 2 его смысловых оттенка. В одном случае это рез-т научного позн ...