Другим обстоятельством, приводящим к появлению новых педагогических специальностей является увеличение спроса на квалифицированное обучение и воспитание. Так, уже в 70-е, 80-е годы стала отчетливо проявляться тенденция к специализации по основным направлениям воспитательной работы, вызванная необходимостью более квалифицированного руководства художественной, спортивной, туристско-краеведческой и другими видами деятельности школьников.
Итак, профессиональная группа специальностей – это совокупность специальностей, объединенных по наиболее устойчивому виду социально полезной деятельности, отличающейся характером своего конечного продукта, специфическими предметами и средствами труда.
Педагогическая специальность – вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующейся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающий постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой классификацией.
Педагогическая специализация – это определенный вид деятельности в рамках педагогической специальности. Она связана с конкретным предметом труда и конкретной функцией специалиста.
Педагогическая квалификация – уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач.
Педагогические специальности объединены в профессиональную группу «образование». Основанием дифференциации педагогических специальностей является специфика объекта и целей деятельности специалистов данной группы. Поэтому основанием являются различные области науки. Другим основанием – это возрастные периоды, отличающиеся выраженной спецификой.
Следующим основанием для дифференциации педагогических специальностей служат особенности развития личности, связанные с психофизическими и социальными факторами. Специализация внутрипедагогической профессии привела к выделению видов по направлению, по профилю. Очевидно, что такой подход противоречит факту целостности личности педагога и процесса ее развития и вызывает обратный процесс – интеграцию усилий отдельных педагогов, расширение сферы деятельности, функций педагогов.
Изучение педагогической практики приводит к выводу, что точно также, как и в сфере материального производства в области образования все больше проявляется действие закона обобщенного характера труда. В условиях все более явно проявляющейся внутрипрофессиональной дифференциации деятельность педагогов разных специальностей характеризуется тем не менее общими однородными элементами. Все более отмечается общность решаемых организационных и сугубо педагогических задач. В связи с этим осознание общего и особенного в разных видах педагогической деятельности, а также целостности педагогического процесса является важнейшей характеристикой педагогического мышления современного учителя.
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим, накопленной человечеством культуры и опыта, создание условий для личностного развития и подготовку к выполнению социальных ролей в обществе. Очевидно, что эту деятельность выполняют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий, учреждений, профессиональные и другие группы.
Педагогическую деятельность вольно или невольно осуществляет каждый человек в процессе самовоспитания. Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности.
Цель педагогической деятельности – явление историческое. Она разрабатывается и формируется как отражение тенденции социального развития, предъявляя требования к современному человеку. В ней заключены с одной стороны интересы и ожидания различных социальных и этнических групп, а с другой – потребности и стремления отдельной личности. Большое внимание разработке проблемы целей воспитания уделял А.С. Макаренко.
Прочие статьи:
Описание дошкольного образовательного учреждения МДОУ “ЦРР – детский сад № 221”
МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 221» общеразвивающего вида работает по программе «Радуга», осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом о некоммерческих организациях, законом РФ «Об образовании и иными правовыми актами». ...
Особенности формирования активного словарного
запаса у старших дошкольников со стертой формой дизартрии
По данным Е.Ф. Соботович, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, ведущим нарушением при стертой дизартрии является нарушение произносительной стороны речи. Вместе с тем у многих детей обнаруживается и несформированность лексико-грамматического строя речи, фонематических процессов, что представляет собо ...
Математическая обработка данных
Для сравнения показателей контрольной и экспериментальной групп, до и после коррекционного воздействия предполагается использовать U-критерий Манна-Уитни. U-критерий Манна-Уитни предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Алгорит ...