Интерес к физической культуре как фактор повышения активности учащихся на уроке физической культуры

Статьи об образовании » Активизация познавательной и двигательной деятельности учащихся на уроках физической культуры » Интерес к физической культуре как фактор повышения активности учащихся на уроке физической культуры

Страница 1

Интерес – это осознанное избирательное положительное отношение к чему-либо, побуждающее человека проявлять активность для познания интересующего его объекта. Интерес характеризуется широтой, глубиной, устойчивостью, мотивированностью, действительностью.

Интересы учащихся к уроку физической культуры бывают разными. Это и стремление укрепить здоровье, сформировать осанку, это и желание развить двигательные и волевые качества. Интересы мальчиков и девочек различны, девочки чаще всего думают о красивой фигуре, гибкости, изяществе движений и походки, реже о развитии быстроты, выносливости, силы. Мальчики же хотят развить силу, выносливость, быстроту, ловкость.

Меняется значимость привлекательных сторон физической культуры и с возрастом. Если младшие школьники проявляют интерес к двигательной активности вообще, то подростки занимаются физическими упражнениями уже с какой-то конкретной целью. У старшеклассников на первом месте стоят мотивы, связанные с их жизненными гимнами, т.е. с подготовкой себя для конкретной профессиональной деятельности.

С учетом конкретных причин проявления школьниками интереса к физической культуре учитель физической культуры и должен строить свою работу по агитации и пропаганде физической культуры, по формированию интереса к своему предмету в целом независимо от проходимого материала. Однако школьники проявляют и дифференцированный интерес к различному программному материалу. В младших классах мальчики отдают предпочтение спортивным играм, а девочки – подвижным. Все остальные упражнения учебной программы в этих классах нравятся учащимся примерно в равной степени. С IV класса интересы начинают все больше дифференцироваться. Около трети девочек отдают предпочтение гимнастике и акробатике и в то же время не любят общеразвивающиx упражнений. Часть мальчиков-шестиклассников не любят гимнастику и отдают предпочтение легкой атлетике. У всех школьников этого возраста наблюдается повышенный интерес к спортивным играм, особенно к баскетболу, эстафетам в виде соревнований. Это можно объяснить происходящими в свойствах нейродинамики изменениями, вызванными наступлением полового созревания: нарастанием процесса возбуждения и увеличением скорости его протекания.

В старших классах интересы школьников остаются примерно теми же, но углубляется их дифференциация. Начиная с IX класса, заметен резкий спад интереса к трудным и соревновательным упражнениям. Это можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, старшие школьники в связи с ростом самосознания начинают заботиться о своем престиже и чутко реагируют на неудачи, которые могут быть во время соревнований. Во-вторых, как показано в ряде исследований от младших к старшим классам положительное отношение к уроку физической культуры ослабевает. Особенно это заметно в группах школьников со средним и низким уровнем двигательной активности.

Снижается и число школьников, желающих заниматься физической культурой в свободное время. С одной стороны, это объясняется увеличивающимся разнообразием интересов старших школьников, а с другой стороны – нарастанием после периода полового созревания торможения по «внутреннему» балансу, свидетельствующим об уменьшении потребности в двигательной активности. Это особенно отчетливо проявляется у девушек.

Интерес к физической культуре сохраняется и старших школьников, если у них имеется цель занятий физическими упражнениями. Однако необходимо, чтобы эта цель сохранялась в течении длительного периода. Поэтому задачей учителя физической культуры является формирование у школьников целеустремленности, т.е. стремления достичь отдаленную по времени цель. Целеустремленность возникает только в том случае, если цель значима для школьника, отвечает его побуждениям и интересам и считается им достижимой.

Реальность достижения цели создает перспективу личности. Перспектива придает целям особенно сильный побудительный характер. Но перспектива должна быть непрерывной, с постоянно возрастающими по трудности частными целями. Поэтому обязательна постановка учителем близких, промежуточных и отдаленных целей.

В качестве ближайших целей могут выступать: разучивание какого-нибудь элемента сложного упражнения, выполнение упражнения на выносливость и силу определенное число раз и т.д. В качестве промежуточных целей могут выступать: подготовка к поступлению в ДЮСШ овладение упражнением. Конечные отдаленные цели: развитие качества до определенного уровня, выполнение разрядных нормативов, овладение умением плавать и т.д. От правильной постановки целей зависит поддержание, а порой и формирование интереса и целеустремленности школьников в сфере физической культуры.

В ряде случаев интересы и целеустремленность школьников, занимающихся спортом, могут вступать в противоречие с задачами физического воспитания этих школьников на уроках физической культуры. В этом смысле школьники с высшим, уровнем развития интереса к физической культуре (с узким интересом к занятиям только одним видом спорта и пренебрежительным отношением к физкультуре) представляют для учителя физической культуры не меньшую трудность, чем учащиеся с самыми низкими уровнями развития интереса к физической культуре – отсутствием интереса вообще или наличием только созерцательного интереса (интереса болельщика), но без стремления заниматься самим физической культурой. В этом плане средний уровень развития интереса (наличие общего интереса к занятиям физической культурой у школьников) является наиболее благоприятным для учителя физкультуры .

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Конфликт
Конфликт- столкновение против-но напр-х несовм-х др. с др. тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в отн-х м/у индивидами или группами, связ-х с острыми эмоц-ми переж-ми. Внутр-е причины конф-та: потр-ти лич-ти и опасения по поводу возможности их удовл-я. Стр-ра:1. в социологии: участники, ...

Психомоторная организация человека
Вопрос и причинах движений человека с давних пор интересовал ученых-анатомов, врачей, философов. В начале нашей эры уже была ясна сократительная функция мышц и роль двигательных нервов; но причины, вызывающие движение, оставались невыявленными. Лишь в XVII веке Р. Декарт, создав основу рефлекторной ...

Роль культурно досуговой деятельности в обучении иностранному языку
Современная наука связывает сущность досуга с одним из полюсов человеческой деятельности, носящей в целом двухфазовый характер: «усилие - расслабление», «работа - отдых», «утомляющий вид актив-ности - восстанавливающий вид активности» и т.п. Представле-ние об отдыхе формируется как о деятельности, ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru