Теоретический материал, изложенный в первой главе, послужил основой для разработки коррекционных упражнений повышения уровня готовности к школе ребенка через сформированность психомоторных функций.
Объект: познавательная сфера у младших школьников.
Предмет: сформированность психомоторных функций младших школьников.
Цель работы: изучить влияние сформированности психомоторных функций на уровень готовности к школе младших школьников.
Задачи работы:
1. Провести теоретический анализ проблемы, обзор литературы.
2. Выбрать и обосновать методики диагностики и интерпретации результатов.
3. Провести констатирующий замер уровня готовности к школе у младших школьников.
4. Составить на основе результатов констатирующей диагностики экспериментальную и контрольную группы
5. Провести психологическую коррекцию повышения уровня готовности к школе через психомоторные функции в экспериментальной группе.
6. Провести диагностический замер уровня готовности к школе у младших школьников.
7. Провести сравнительный анализ результатов исследования.
В соответствии с целями и задачами была выдвинута гипотеза о том, что простые упражнения и игры по совершенствованию мелкой моторики будут влиять на уровень готовности к школе в сторону улучшения.
Психологическая коррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологического развития или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. За основу коррекционных занятий были взяты упражнения по развитию тонкой моторики следующих авторов – Ген Г.Я., Сиротюк А.Л., Ильина М.Н., Савина Л.П.
Проведение эксперимента-исследования условно можно разбить на 3 этапа:
1 этап – проведение констатирующего замера, с целью выявления детей с низкой готовностью к школе; определение с экспериментальной группой;
2 этап – проведение упражнений по развитию психомоторных функций с целью повышения уровня готовности к школе ребенка;
3 этап – проведение диагностического замера с целью выявления изменений в уровне готовности к школе ребенка и сформированности психомоторных функций.
Для проведения констатирующего и диагностического замера была взята экспресс-диагностика готовности к школе (Е.К.Вархотова, Н.В.Дятло, Е.В.Сазонова), разработанная в г.Москве, в 1999 г.
Диагностика готовности к школе проходит в режиме индивидуального диалога психолога с ребенком и его родителем. В диагностический комплекс включены следующие тестовые процедуры:
1. Анкетирование родителей
Цель: сбор информации об особенностях физического и психического развития ребенка, о состоянии его здоровья, условиях воспитания (с кем дома, в детском саду и т.д.)
2. Беседа с ребенком
Цель: выявление общей осведомленности ребенка, особенностей его взаимодействия с незнакомым взрослым, особенностей поведения в ситуации проверки.
3. Выполнение ребенком субтестов:
Субтест 1. «Нелепицы»
Стимульный материал представляет собой рисунок, содержащий массу явных «нелепостей», т.е. вещей, которые в реальной жизни невозможны и смешны.
Основным результатом данного субтеста является способность ребенка эмоционально откликаться на «нелепость» рисунка и умение объяснить смысловые ошибки изображения.
Субтест 2. Пространственно-арифметический диктант
Это задание позволяет диагностировать как сформированность навыков счета, так и некоторые психологические характеристики: умение ребенка ориентироваться в пространстве (право-лево, верх-низ), умение действовать по правилам, понимать устную инструкцию и удерживать ее в памяти.
Субтест 3. Последовательные картинки
Аналогичный субтест применяется в тестах Бине-Симона и Векслера, он позволяет выявить уровень сформированности у ребенка причинно-следственных, пространственно-временных, логических связей, а также уровень развития монологической речи (умения построить связный последовательный рассказ).
Субтест 4. Геометрические фигуры
Этот субтест был включен в набор по просьбе учителей начальных классов. Он не только позволяет увидеть, насколько ребенок знаком с геометрическими фигурами, но и позволяет продиагностировать уровень его образного мышления, умения действовать по образцу и анализировать пространство.
Субтест 5. Аналогии
Задание направлено на исследование мышления, а именно, позволяет увидеть степень сформированности у ребенка способности делать умозаключения по аналогии.
- Окунь – рыба, а ромашка - …. ? (цветок)
- Морковь – огород, а грибы - …. ? (лес)
- Глаз – зрение, а уши - …. ? (слух) и т.д.
Субтест 6. Логопедический
Цель этого теста – в самом общем виде оценить особенности звукопроизношения и фонематического слуха (звуко-буквенного анализа) у ребенка. Субтест состоит из двух частей.
Часть 1. «Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты должен разделить их на части, хлопая в ладоши».
- самовар
- подушка и т.д.
Часть 2. Назови первый и последний звуки в словах:
- берет - атаман
Прочие статьи:
Организация и методика выполнения проектов в образовательном
процессе начальной школы
В настоящее время происходит перевод системы образования из системы, осуществляющей процесс усвоения совокупности предметных знаний, в систему, работающую на формирование определенных качеств личности младших школьников, задаваемых на данном этапе развития общества. Использование деятельностных фор ...
Участие в инновационных проектах
С одной стороны это участие требует достаточно большого напряжения морального, физического и психологического от всей команды, с другой, как сказал Льюис Кэрролл, «чтобы только стоять на месте, надо очень быстро бежать!». Таким образом, поиск актуальных инноваций, исследование их эффективности и вв ...
Изучение влияния среды на детей в работах Шацкого
С. Т. Шацкий сделал большой вклад в разработку проблем социальной педагогики, и прежде всего педагогики социальной среды. И до Шацкого эта проблема вызывала пристальное внимание передовых мыслителей. В частности, большой интерес к ней проявляли К. Д. Ушинский и Л. Н. Толстой. Изучением влияния сред ...