- волна - утка
Субтест 7. Запрещенные слова
По результатам этого субтеста можно судить о сформированности произвольности у ребенка, а также о развитии его речи и общей осведомленности.
«Я предлагаю тебе поиграть в игру «Да и нет не говорить и цвета не называйте». Я буду задавать вопросы, а ты отвечать».
1. Кошки живут в воде?
2. Летом небо какое?
3. Вода мокрая?
4. Взрослые любят играть?
5. Ты мальчик?
6. Какие ты любишь яблоки?
7. У меня глаза какие?
8. На тебе одежда прозрачная?
9. Снег черный?
10. Летом трава какая?
11. Крокодилы летают?
12. Холодильник какой?
Субтест 8. Ключи
Субтест направлен на диагностику сформированности у ребенка умения выявлять закономерности и использовать их, также по результатам выполнения этого субтеста можно сделать заключение о развитии тонкой моторики у ребенка и о возможном левшестве.
Субтест 9. Чтение
Выявляет исходный уровень владения грамотой у детей. Стимульный материал представлен в двух видах: в виде текстов – для детей, умеющих читать и в виде букв – для детей, не умеющих читать.
Субтест 10. Рисунок человека
Тест «Рисунок человека» является одним из самых распространенных в психологии. Субтест позволяет выявить сформированность образных и пространственных представлений у ребенка и уровень развития его тонкой моторики. Рисунок человека дает также общее представление об интеллекте ребенка в целом.
Субтест 11. Составление слов
Этот субтест сложен, для успешного выполнения его, ребенок должен хорошо владеть навыками чтения, иметь некоторые творческие задатки, а также обладать достаточно высоким уровнем общей осведомленности.
«Посмотри, здесь написано слово ПОСУДА. Оно состоит из букв. Из букв этого слова можно составить другие слова, например: СУП, СОДА, СУД, САД. А теперь я тебе предлагаю слово…., из его букв попробуй составить свои слова».
В эксперименте принимало 40 учащихся средней школы № 46 г.Читы, это два 1-х класса, 1 «А» - 20 человек (11 мальчиков, 9 девочек), 1 «Б» - 20 человек (12 мальчиков, 8 девочек).
Подводя итоги диагностики можно увидеть, что в общем, были выявлены следующие результаты:
30 % детей – полностью готовы к обучению в школе;
47 % детей – готовы к школе «условно», т.е. с ними требуется дополнительная работа, корректирующая навыки
23 % детей – эти дети не готовы к школе и им требуется основательная помощь специалистов, в том числе психолога.
Теперь рассмотрим полученные результаты более подробно, анализируя данные по каждой части (субтесту) исследования.
Анализируя ответы ребенка на вопросы первой части анкеты, а именно: правильно ли ребенок называет свое имя, отчество и фамилию, как называет родителей, знает ли свой день рождения и называет ли членов семьи, мы сделали вывод, что 31 % детей дают скудные, неполные ответы, незнание полных имен родителей, их социальных ролей, а это позволяет предположить сниженный уровень вербального развития и недостаточный уровень осведомленности ребенка.
Результаты субтеста 1 «Нелепица», где просматривается способность свободно вступать в контакт ребенка, умение объяснить смысловые ошибки 46 % детей получили высокую оценку, т.е. они реагировали на картинку живо, непосредственно, без вмешательства психолога, с легкостью указывали на все нелепости.
53 % детей вели себя более скованно, их реакция на картинку была менее спонтанная и ошибки объясняли односложно, часто обращались к помощи психолога.
При обследовании уровня сформированности у ребенка причинно-следственных, пространственно-временных, логических связей, а также уровень монологической речи 43 % учащихся справились с заданием, т.е. самостоятельно и логично определили последовательность картинок и составили связный рассказ; 34 % детей ошибались в последовательности, но самостоятельно исправляли ее и составляли отрывочный рассказ; 23 % с заданием не справились совсем.
При анализе звуко-буквенной характеристики у ребенка, получились следующие результаты: 47 % детей правильно произносят все звуки, делит слова на части, называет звуки; 40 детей с искажениями произносят 2-3 звука, ошибаются при выполнении задания; 7 % детей многие звуки произносят неправильно, справляются с заданиями с трудом, этим детям требуется помощь логопеда.
По результатам субтеста 7 можно судить о сформированности произвольности у ребенка, а также о развитии его речи и общей осведомленности. Принимают и соблюдают правила игры, отвечают быстро и правильно на 9-12 вопросов 37 % детей, остальные 63 % затрудняются с ответами, больше молчат, с трудом находят правильные ответы.
Таким образом, можно сделать вывод, что большинство детей требуют дополнительных упражнений для развития речевого аппарата.
При анализе субтестов 2,4 и 8, которые определают уровень развития пространственных представлений были получены следующие результаты: наглядно-образное мышление (ориентировка в пространстве) развита на уровне соответствующему возрасту у 41 % детей, дети, имеющие средний уровень развития наглядно-образного мышления – 53 %; уровень развития наглядно-схематического мышления у 67 % высокий, у остальных 33 % уровень развития средний. Многие ребята не смогли справиться с субтестом № 8, т.е. не умеют устанавливать и использовать закономерности (69 %), что говорит о слабом развитии логического мышления.
Прочие статьи:
Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса
и педагогической мысли
1. Усиление базового образования. Базис – обязательный минимум содержания образования. В США базис состоит – англ. яз., литературы, математики, соц.науки, компьютерная техника, естествознание. Все остальное по выбору. В Англии – англ., лит-ра, религия, математика. По выбору до 1000 предметов. К 60 ...
Проведение экспериментального исследования
Экспериментальное исследование проводилось с целью изучения особенностей принятия роли детей младшего дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе МБДОУ № 49 города Нижнекамска с февраля по апрель 2011 года. В нем приняло участие 20 детей младшего дошкольного возраста, условно разделенные ...
Сущность и понятие интеграции основного и дополнительного
образования. Нормативно-правовая основа
Интеграция основного и дополнительного образования имеет ярко выраженную социологическую направленность влияния на личность и доказывает, что без внутренней мотивации, стимулирования саморазвития, субъектных отношений невозможно осуществить реформирование, модернизацию образовательной системы. Инте ...