При работе с данными изображениями можно использовать много различных заданий, в том числе и не связанных напрямую с самим изображением. Изображение, как уже отмечалось выше может служить лишь стимулом, отправной точкой для беседы дискуссии, для выполнения творческого задания. Именно при работе с данными типами наглядных пособий можно успешно использовать задания, направленные на: тренировку памяти, воображения; нахождение общего и отличного в интерпретации одного и того же материала разными людьми; составление рассказов по картинке, а не механическое описание картинок; развитие и контроль общих филологических знаний, связанных с соединением информации из таких учебных предметов, как история, литература, МХК, искусство и т.д.
Систематизировать данные изображения можно по следующим подгруппам:
· случайные группы людей: несколько людей, без явных признаков общности, запечатленных в одном и том же месте (группы людей на улицах, в кафе и т.д.);
· формальные и неформальные встречи: группы людей, явно знакомых друг с другом в различных сценах (на отдыхе, на работе, в пути, за разговором и т.д.);
· исторические сценки или мифологические сюжеты: старые фотографии, открытки, исторические полотна известных художников: К. Брюллов «Последний день Помпеи», И. Суриков «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», И. Репин «Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», В. Верещагин «Конец Бородинского сражения», П. Веронезе «Исцеление кровоточивой», жанровые сценки или зарисовки известных художников из жизни людей разных стран и эпох (например, Россия – картины Федотова «Утро аристократа», «Сватовство майора», «Свежий кавалер», В. Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом», Франция – картины жанриста А. Ватто, Англия – картины У. Хогарта), фрагменты театральных постановок.
6. Сложные изображения, перегруженные информационными деталями.
К таким изображениям можно отнести:
· некоторые исторические полотна художников (И. Глазунова, К. Брюллова, В. Верещагина и т.д.);
· сложные коллажи;
· фотографии со многими людьми и предметами;
· рисунки (например, кухни со всеми предметами мебели и посуды, кухонной техники и т.д.);
· серии тематических картинок, последовательно рассказывающих какую-либо историю (комиксы) и т.д.
При работе с такими изображениями можно удачно сочетать задания, направленные на тренировку внимания, памяти, а также воображения и логики. При работе с тематически связанными изображениями, в основе которых лежат известные исторические или культурные факты, т.е. с теми изображениями, которые базируются на определенных гуманитарных знаниях, желательно ориентировать учащихся на использование и применение уже имеющихся фоновых и межпредметных знаний и опыта общего гуманитарного характера.
Данная группа изображений не нуждается в комментировании, однако именно они наиболее редко используются на занятиях по ИЯ.
Абстрактные, неоднозначные и просто странные / неоднозначно-трактуемые изображения.
К данным изображениям можно отнести:
· художественные полотна сюрреалистов, абстракционистов и т.д.;
· фотографии различных предметов или пейзажей, представленные фрагментарно или в непривычном ракурсе, без целостного восприятия предмета и места (тело пестрой коровы, без головы и хвоста, с выхваченной серединой корпуса; водяной столбик бурлящего источника, пробивающегося сквозь зеленую тину заболоченного пруда, лягушка, подброшенная в воздух, в процессе падения или «парения»);
· художественные фотографии, выполненные с некоторой «философской» авторской задумкой (изображения двух целующихся влюбленных с мешками на головах, детской куклы-голыша, распятой на заборе и т.д.).
Составление и хранение изображений по формату бумаги
В некоторых случаях целесообразно подбирать изображения по формату, особенно, если они хранятся в картотеке, в специальных ящиках, по типу библиотечных формуляров. Однако, в данном случае могут нарушаться тематический принцип и принцип одновременного использования изображений разного типа. Такой тип систематизации удобен, если оба предыдущих типа в той или иной мере соблюдены в подборке единых по формату изображений.
Прочие статьи:
Особенности развития словаря детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленны ...
Творчество как феномен человеческой деятельности
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рис ...
Определение понятия продуктивно – исследовательского типа учебных действий
Психологический анализ продуктивного действия, включающего в себя и позицию самого действующего, необходимо рассматривать, с точки зрения Б.Д. Эльконина, с ответа на вопрос о первоначальной ситуации построения такого действия, т. е. о том, с чего фактически начинается творческий акт. В качестве исх ...