Сущность формирования целостного образовательного пространства в условиях интеграции заключалась, во-первых, в предоставлении каждому ребенку наряду с общим образованием возможности для развития индивидуальных и творческих способностей; во-вторых, в разработке интегрированных занятий и гибких учебных планов; в-третьих, в осуществлении дифференцированного подхода в процессе воспитания с учетом интересов обучающихся; в-четвертых, в организации воспитательной работы на основе сотрудничества школьных коллективов с творческими объединениями учреждений дополнительного образования. Показателем влияния организационно - педагогических факторов на повышение качества эстетического воспитания подростков является занятость обучающихся в учреждениях дополнительного образования. Обобщенные данные отражены в диаграмме (рис.4. Приложения).
Сравнительный анализ занятости подростков в системе дополнительного образования свидетельствовал об увеличении данного показателя в экспериментальных группах 5-6 классов на 10-12%, а в 7-8 классах - до 15-20% и более. Контингент школьников 5-8 классов, не занятых в кружках, секциях, факультативах на 2005 учебный год, составил 13% от общего числа подростков.
Чтобы ответить на вопрос, как осуществить переход от одного типа действия к другому, необходимо понять, на каком действии строится школьное пространство, а на каком - пространство дополнительного образования. Мы понимаем, что это различие требует дополнительных научных исследований. Но уже понятно, что интеграция образовательного пространства школы делает его многомерным.
Методы стимулирования: поощрение; одобрение; награждение; предоставление привилегий; вручение свидетельств.
Диагностика:
Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов и способностей.
Наблюдение за поведением детей во время занятий и мероприятий, позволяющие выявить лидерские качества, уровень коммуникативности.
Анкетирование детей в конце срока реализации проекта, позволяющее выявить личностный рост участников, оправдание ожиданий.
Уже в 2013 году интеграция даёт следующие положительные результаты:
1. Наблюдается положительная динамика в изменении качества знаний учащихся.
2. Уменьшается число учащихся, состоящих на внешкольном учёте и на учёте в инспекции по детской преступности.
3. Уменьшается также количество "трудных" детей.
4. Увеличивается количество победителей творческих конкурсов.
5. Действительно, комфортная психологическая среда способствуют изменению количества неврологических заболеваний.
6. Изменяется к лучшему и состояние здоровья учащихся.
7. Занятия в кружках помогают им лучше учиться, а также находить общий язык со сверстниками и с учителями.
Школа стремиться к достижению каждого ученика Модели воспитанника на основе интеграции основного и дополнительного образования. (Рис. 4. Приложения).
Таким образом, можно подвести итог сказанному. Интеграция основного и дополнительного образования - необходимость жизни школы в современных условиях в поселке. Управление и контроль данным процессом должны выполнять не только контролирующую функцию, но и оказывать методическую поддержку педагогам, показывать заинтересованность социума в этом направлении работы школы, поощрять всех участников этой деятельности.
Проведенное нами исследование позволило установить, что интеграция - это понятие теории систем, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Интеграция является инструментом или механизмом восстановления целостности в границах определенного пространства, через освоение такого типа упорядоченных отношений как взаимодействие, взаимосвязь. Основным элементом единого образовательного пространства является педагогическая система. Она рассматривается как социально-обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности. В конкретном учреждении педагогическая система включает в себя основные подсистемы (обучение, внеучебную деятельность, дополнительное образование) и происходящие в них образовательные процессы.
Прочие статьи:
Психолого–педагогические особенности познавательной
деятельности младшего школьника
Деятельностный подход к процессу учения требует анализа его как целостной системы, как реального процесса решения задач, стоящих перед человеком, являющимся субъектом этой деятельности. Деятельность субъекта всегда отвечает какой – то его потребности. Она направлена на предмет, способный удовлетвор ...
Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема
Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования, призванного реализовать идеи становящегося экологически информационного общества. Поиск путей гармонического взаимодействия общества и природы приводит к интенсивном ...
Листы рабочей тетради по дисциплине «Экология»
Тема 1. Предмет, задачи и проблемы экологии как науки Учащийся должен: знать: об изменении взаимоотношений человека и природы с развитием хозяйственной деятельности; современные экологические проблемы, методы экологических исследований; уметь: определять место человека как биологического организма ...