Дополнительное образование детей - это неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством образовательных программ, как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательных учреждениях. Оно строится на таких приоритетных идеях, как: свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентация на личностные интересы, потребности ребенка, возможность свободного самоопределения и самореализации.
Эффективность процесса интеграции основного и дополнительного образования школьников во многом зависит от продуманности организационной структуры, обеспечивающей взаимосвязь различных объектов и является необходимым условием функционирования образовательной системы. Для того чтобы лучше увидеть структуру в ее целостности и понять ее потребности и возможности, необходимо разработать модель. Модель является неким образом объекта, процесса, явления, в которой отражаются их основные характеристики и связи.
Разработка такой модели стала составной частью опытно-экспериментальной работы, которая в нашем следовании проводилась в СОШ № 10 Наримановского района. Разработанная модель включала в себя объекты основного образования, дополнительного образования (занятия в кружках), деятельность во внеурочное время (праздники, конкурсы, экскурсии), деятельность во внешкольных учреждениях (библиотека, филармония), содержание которых связано с эстетическим воспитанием и занятиями искусством и спортом. В рамках данной модели осуществлялось многообразное взаимодействие всех учителей, руководителей кружков и студий, педагогов учреждений дополнительного образования, детей и учреждений культуры, а также их сотрудничество с родителями.
Анализ проводившейся опытно-экспериментальной работы позволил сделать выводы относительно эффективности использования в практике школы подобной комплексной программы. Основными показателями явились: развитие художественно-творческой активности школьников; уровень взаимодействия педагогов и создание условий для включения родителей в совместную творческую деятельность с детьми. Основными программно-методическими условиями интеграции основного и дополнительного образования являются: создание организационной структуры, обеспечивающей взаимодействие всех элементов учебного пространства, эффективность предложенных программно-методических условий для интеграции основного и дополнительного образования детей в школе заключается в создании структуры, обеспечивающей соответствующие интеграционные связи; установлении творческих связей между педагогами дополнительного образования и учителями школы; расширении сферы сотрудничества, совершенствовании содержания и форм работы данном направлении.
Таблица №1
Соотношение долей основного и дополнительного образования
Ступень образования |
Профиль |
Основ-ное |
Дополнитель-ное (по выб.) |
Индивидуальное (углублен. по выб.) |
Дошкольное |
Развитие речи |
80 % |
15 % |
5 % |
Окружающий мир |
80 % |
15 % |
5 % | |
Формирование математич. Представлений |
70 % |
10 % |
20 % | |
Эстетическое (изо, лепка) |
80 % |
10 % |
10 % | |
Музыкальное воспитание |
20 % |
60 % |
20 % | |
Физическое воспитание |
70 % |
20 % |
10 % | |
Начальное общее |
Естественно-научный |
40 % |
40 % |
20 % |
Информац. - технический |
40 % |
25 % |
35 % | |
Математический |
60 % |
25 % |
15 % | |
Историко-краеведческий |
70 % |
25 % |
5 % | |
Эстетический |
30 % |
60 % |
10 % | |
Физкультурно-спортивный |
40 % |
40 % |
20 % | |
Прочие |
40 % |
30 % |
30 % | |
Основное общее |
Естественно-научный |
60 % |
25% |
15 % |
Информац. - технический |
50 % |
25% |
25 % | |
Математический |
70 % |
25 % |
5 % | |
Историко-краеведческий |
40 % |
25 % |
35 % | |
Эстетический |
25 % |
45 % |
30 % | |
Физкультурно-спортивный |
15 % |
70 % |
15 % | |
Прочие |
50 % |
25 % |
25 % | |
Полное общее |
Естественно-научный |
35 % |
35 % |
30 % |
Информацион. - технический |
30 % |
35 % |
35 % | |
Математический |
30 % |
35 % |
35 % | |
Историко-краеведческий |
20 % |
45 % |
35 % | |
Эстетический |
10 % |
40 % |
50 % | |
Физкультурно-спортивный |
10 % |
60 % |
30 % | |
Прочие |
50 % |
25 % |
25 % | |
Начальное профессио-нальное |
Естественно-научный |
20 % |
20 % |
60 % |
Информац. - технический |
30 % |
30 % |
40 % | |
Математический |
20 % |
20 % |
60 % | |
Историко-краеведческий |
20 % |
45 % |
35 % | |
Эстетический |
20 % |
30 % |
50 % | |
Физкультурно-спортивный |
30 % |
50 % |
20 % | |
Прочие |
50 % |
25 % |
25 % | |
Основы профессии |
80 % |
10 % |
10 % | |
Средне-профессио-нальное |
Информац. - технический |
30 % |
30 % |
40 % |
Математический |
20 % |
20 % |
60 % | |
Обществознание |
20 % |
45 % |
35 % | |
Эстетический |
20 % |
30 % |
50 % | |
Физкультурно-спортивный |
30 % |
50 % |
20 % | |
Прочие |
50 % |
25 % |
25 % | |
Профессио-нальное |
- |
70 % |
15 % |
15 % |
Прочие статьи:
Принцип построения диагностического материала
Задачей нашей работы было создание методики диагностики учебной инициативы в конце младшего школьного возраста. Можно выделить два типа основных новообразований, которыми характеризуются достижения каждого из детских возрастов: новообразования, которые связаны с осоением новой предметности (для мла ...
Оптимальная загруженность учащихся на уроке
Оптимальная загруженность учащихся на уроке обеспечивается рядом организационно-педагогических мер: устранением ненужных пауз, осуществлением постоянного контроля за учащимися, максимальным включением в учебную деятельность всех без исключения учащихся и др. Устранение ненужных пауз. Часто можно на ...
Выявление уровня умения самостоятельно применять усвоенные знания в условиях
дидактической игры
Выбор детей данного возраста носил не случайный характер, т.к. работа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста является частью их общей подготовки к школе. Формирование элементарных математических представлений способствует развитию тех качеств, которые ...