Основные формы проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Основные формы проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде

Страница 6

Иногда по форме это риторические вопросы или восклицания ("Да я таких знаешь сколько видел!"; “Ты знаешь, с кем говоришь?" и т.п.); по содержанию - напоминание о том, кем является угрожающий (демонстрация доминантной позиции или претензия на нее) и что он способен сделать ("Кончай гудеть, я сказал!" - из диктофонной записи XIV). Как видно из примеров, это часто выражается в форме местоимения и предполагает, что адресат и сам догадывается или даже знает о статусе говорящего.

Поскольку цель угрожающего - вызвать осуществление или неосуществление желательных или нежелательных для адресата событий, то угрозу можно отнести к императивным (по классификации Т.И. Шмелевой) речевым жанрам.

Спецификой жанра угрозы, как справедливо замечает Т.И. Стексова, является то, что "глагол "угрожать", определяющий его метасловарь, не сочетается с местоимением “Я”". В противном случае произойдет то, что З. Вендлер называет "иллокутивное самоубийство" использование сочетания "я угрожаю" автоматически является приглашением не принимать во внимание угрозу, поскольку говорящий в этом случае сам же указывает на то, что это такое побуждение, которому следует сопротивляться. По этикетным соображениям угрожать не принято, поэтому часто можно услышать фразу: "Я не угрожаю, а только предупреждаю".

Основными структурными компонентами угрозы Стексова считает следующие: 1. Говорящий - угрожающий; 2. Адресат - тот, кому угрожают; 3. Содержание угрозы ("действия говорящего, которые будут предприняты при условии действия или отсутствии действия адресата"); 4. Возможный гипотетичный результат; 5. Средство достижения угрозы, которое может совпадать или не совпадать с действием самого говорящего.

Другой особенностью этого жанра является то, что в речевой практике чаще всего вербализуются лишь некоторые компоненты угрозы, остальные имплицитны - как бы "скрыты за кадром", хотя их наличие прекрасно осознается и угрожающим, и адресатом. Такие высказывания, по мнению Стексовой, могут содержать: информацию только о возможном действии угрожающего ("Я сейчас вызову милицию!"); информацию только о желательном и нежелательном действии адресата ("Лучше тебе не вмешиваться"); информацию только о негативных последствиях ("Будет больно!"); различные неполные комбинации этих составляющих ("Прекрати кричать, потом пожалеешь!").

2-ое и 3-е положения представляются спорными, поскольку информацию типа "Лучше тебе не вмешиваться" в ряде речевых ситуаций можно принять за совет, а "Будет больно" за предупреждение - другие речевые жанры, не имеющие прямого отношения к явлению вербальной агрессии.

Если говорить об образах говорящего и адресата в жанре угрозы, то здесь, как можно заметить, в отличие от других речевых жанров, нет жесткой закрепленности социальных ролей, а есть определенная ситуативная зависимость - те обстоятельства разного рода, в которых оказались угрожающий и адресат (угрожающим могут быть и младший по возрасту, и подчиненный).

Угроза может иметь разнообразную языковую структуру. Чаще всего она строится как восклицательное по интонации или побудительное предложение с придаточным условия ("Если ., то я не буду с тобой дружить!"; "Если ., я пожалуюсь учителю!"; “Я тебя сейчас ударю, если ты не уйдешь!” - из сочинений шестиклассников). Реже угроза сочетается с императивом, категорическим побуждением ("Уйди с моего места, или я тебя побью!"; "Отстань, а не то получишь!" - из сочинений шестиклассников) или с придаточным следствия ("Еще раз спросишь, за что замечание пойдешь вон отсюда!" - из записи XX).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Прочие статьи:

Педагогическая антропология как наука
Чрезмерное обилие разнообразной информации, полученной антропологами во всех концах света, привело как к дифференциации внутри самой науки о происхождении видов, вычленению из нее самостоятельных научных направлений, так и к возрастанию интереса к человеку со стороны других гуманитарных наук и возн ...

Пути социализации старших подростков из опекунских семей в условиях кадетской школы
В психологической литературе подростковый возраст определяется как кризисный, трудный, переходный. Его кризисность и трудность – в резком взрослении, в скачке из детства в иную возрастную фазу, в новое знание. Подросток сталкивается с неведомыми ему ранее противоречиями во взаимоотношениях между лю ...

Речевая агрессия учителя
Очевидно, именно речевая агрессия педагога (учителя, воспитателя) может иметь фундаментальные и весьма опасные последствия. С одной стороны, типичным последствием такой агрессии для ребенка становится т.н. "дидактогенный невроз", вызванный непедагогичным поведением учителя, который, по не ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru