В рамках данной теории представляется целесообразным опираться на речеведческий (как его обозначает и разрабатывает Т.В. Шмелева) подход к проблеме речевых жанров, который в максимальной степени соответствует идеям М. М. Бахтина, рассматривавшим любое высказывание как реальную единицу речевого общения, "четко отграниченную сменой речевых субъектов", а РЖ - как феномен речи; особая модель высказывания; “относительно устойчивый тип высказывания".
Основополагающим принципом данного подхода, как верно подчеркивает Т.В. Шмелева является признание существования в речевом сознании "типового проекта", канона, схемы РЖ. Отсюда вытекает основная задача исследователя - эксплицировать это интуитивное представление в формулировках научной дефиниции, обозначив его как модель РЖ и основные направления исследования РЖ - исчисление моделей и изучение их воплощения в различных речевых ситуациях.
Кроме того, в качестве вспомогательного подхода для описания основных форм вербальной агрессии нами используется лексический (в терминологии Т.В. Шмелевой) подход к проблеме РЖ, который предполагает обращение к именам жанров, толкованию их семантики (М.Я. Гловинская, М.Ю. Федосюк и др.).
Прежде чем приступить к непосредственному описанию речевых жанров, отмеченных вербальной агрессией, попытаемся определить сферу и место этих жанров в речевом общении.
Так, в континууме бытового общения можно выделить "два полюса, вокруг которых группируются все жанры повседневной коммуникации". Жанры верхнего уровня (тост, комплимент и др.) предполагают высокий уровень риторических умений. Этим жанрам люди обучаются специально; владение ими демонстрирует достаточно высокую степень языковой компетенции.
"Нижний уровень живого организма бытового общения составляет жанры, которым специально языковая личность не обучается . Они бессознательно, помимовольно впитываются представителем конкретного этноса подобно фактам родного языка".В качестве примера приводится ссора, где, как известно, практически всегда имеют место яркие проявления речевой агрессии.
Сферой бытования вербальной агрессии является устная спонтанная речь, которая, как известно, "происходит в условиях временного дефицита, когда формирование замысла и разворачивание его во внешнюю речь происходит фактически одновременно (симультанно)".
Таким образом, сферой бытования агрессивных высказываний выступает повседневное речевое общение, а их местом в системе речевых жанров является нижний уровень, представляющий собой врожденное автоматизированное речевое поведение, не предполагающее овладения коммуникативными умениями и навыками.
Основными необходимыми компонентами характеристики и целостного описания моделей речевых жанров, где имеет место вербальная агрессия, являются, на наш взгляд, следующие:
1. Жанрообразующие признаки. Вслед за Т.В. Шмелевой, как важнейшие конститутивные признаки для интересующих нас РЖ выделяем следующие:
а) коммуникативная цель;
б) образ автора (говорящего);
в) образ (фактор) адресата;
г) языковое воплощение.
2. Примеры непосредственной реализации РЖ в отдельных высказываниях и целостных ситуациях общения.
3. Сопутствующие РЖ, где имеет место вербальная агрессия.
4. Соотнесенность РЖ с различными видами речевой агрессии.
5. Частотность воплощения РЖ в изучаемой речевой среде.
Итак, рассмотрим с точки зрения выделенных параметров следующие основные формы проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде, выделенные в ходе констатирующего эксперимента:
Прочие статьи:
Организация внеучебной работы на факультете естественных наук КГУ
Хотелось начать пафосно: «Внеучебная работа на факультете естественных наук "КГУ" осуществляется исходя из концепции, целей, задач, принципов, обозначенных в среднесрочной программе развития воспитательной работы в "КГУ" на период 2008-2009 гг., принятой на Ученом совете "К ...
Методические
рекомендации при изучении темы: «Орган слуха»
Несмотря на то, что органы слуха и равновесия рассматриваются в одном разделе, их анализ целесообразно разделить, потому что слух по значению является вторым органом чувств после зрения и с ним связана звуковая речь. Важно еще и то, что совместное рассмотрение органов слуха и равновесия иногда прив ...
Необходимость работы по правовому воспитанию
В школьные годы учащиеся должны хорошо знать законодательные акты, которые им адресованы. Имеется в виду Конституция России, законодательство об ответственности несовершеннолетних за нарушение правопорядка. Эти правила переплетаются со следующими требованиями нравственного поведения: выполнять сове ...