1. Оскорбление; 5. Враждебное замечание;
2. Угроза; 6. Порицание (упрек, обвинение);
3. Грубое требование; 7. Насмешка (колкость);
4. Грубый отказ; 8. Ссора (как гипержанр).
Оскорбление
Оскорбление является одной из наиболее часто диагностируемых форм вербальной агрессии школьников. Это объясняется, прежде всего, тем, что усвоение инвективы, лежащей в основе оскорбления, происходит в раннем детстве и потому не анализируется, то есть дети часто осознают ее функцию, но не прямой смысл.
В большинстве случаев оскорбление реализует явную и сильно выраженную вербальную агрессию, поскольку практически всегда оно воспринимается как однозначно агрессивное высказывание. Данное положение подтверждают также определения понятия "оскорбление" в различных источниках. Например, в "Словаре русского языка" С.И. Ожегова оскорбить означает "тяжело обидеть, крайне унизить". "Словарь синонимов русского языка" З.Е. Александровой также соотносит оскорбление с понятиями "обида" и "унижение". Кроме того, оскорбление является, вероятно, наиболее типичным речевым жанром, в котором употребляется инвектива.
Структурная формула оскорбления предельно проста: "Ты - Х". При этом местоимение "ты" может опускаться. Вторая часть оскорбления "Х" определяет смысловое наполнение оскорбительного высказывания.
С лексической точки зрения, это различные - обидные, неприятные для адресата - эмоционально-оценочные слова с отрицательной (в том числе, окказионально негативной) семантикой вплоть до нецензурной брани (мата). В зависимости от степени осознанности и целенаправленности агрессивного высказывания в них доминируют либо эмоциональность, либо оценка. При этом слово может употребляться как в прямом ("негодяй", "подлец" и т.п.), так и в переносном (метафорическом) значении ("свинья", "дуб" и т.п.).
Как правило, в одном оскорблении используется одно такое слово, чаще всего существительное. Иногда, для усиления негатива, оно может использоваться вместе с прилагательным в роли определения - форма словосочетания ("овца паршивая"; "дубина стоеросовая"; "глупая курица" и т.п.).
Кроме того, в некоторых случаях можно услышать оскорбительные восклицания ("Что за придурок!"; "Какие идиоты!"; "Вот дубина!"; "Ну и уродина!" и т.п.). Дополнительным дифференциальным признаком является здесь лексическая наполняемость - наличие восклицательных местоимений ("какой"), усилительных частиц ("вот", "ну", "что за").
Оскорбление является оценочным (по классификации Т.В. Шмелевой) речевым жанром, коммуникативная цель которых - "изменить самочувствие участников общения, соотнося их поступки, качества и все другие манифестации с принятой в данном обществе шкалой ценностей".
Поскольку основным жанрообразующим признаком оскорбления является фактор адресата, то в качестве коммуникативной задачи данного речевого жанра можно рассматривать изменение (в отрицательную сторону) самочувствия адресата - объекта оскорбления, понижение его социального статуса.
В качестве способов осуществления этой функции в оскорблении В.И. Жельвис выделяет следующие: простое сопоставление имени адресата с обсценными (непристойными) наименованиями ("дурацкий"); метафорический перенос на адресата названия животного ("козел"); обвинение в нарушении социального табу ("проститутка"); употребление сниженного вокабуляра как выразителя отрицательного отношения к адресату ("харю отрастил").
Прочие статьи:
Изучение свойств действий над числами
Урок 8 Тема урока: Свойства действий над числами Цели урока: а) образовательная: повторить основные свойства сложения и умножения чисел; научить применять эти свойства при вычислениях наиболее рациональным способом; повторять и закреплять правила сложения, вычитания, умножения и деления рациональны ...
Сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках по
предмету "Человек и мир"
Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и прежде всего педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят сво ...
Педагогическая деятельность С.Т. Шацкого
В 1906 Шацкий организовал общество «Сетлемент», главной целью которого стало повышение культурного уровня населения. Но в 1908 г. Оно было закрыто полицией за пропаганду социализма среди детей. B следующем году Шацкий и его сподвижники создают общество «Детский труд и отдых». B 1911 г. Общество отк ...