Основные формы проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Основные формы проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде

Страница 1

Проблема описания и классификации основных форм речевой агрессии в настоящее время является практически не разработанной. Немногочисленные попытки, предпринимавшиеся в данном направлении, ограничивались либо какой-то одной сферой речевого общения (А.П. Сковородников), либо затрагивали слишком узкий круг агрессивных высказываний (А. Басс, С. Фишбах, Л.М. Семенюк). В таких подходах не учитываются, во-первых, вся совокупность аспектов исследования речевой агрессии, во-вторых, многообразие форм и ситуаций ее проявления.

Так, например, А. Басс делит агрессивные высказывания на три типа:

Реакции отвержения (типа: "иди прочь", "убирайся" и т.п.);

Враждебные замечания (типа: "твое поведение меня раздражает", "не выношу тебя" и др.);

Критицизм, который:

а) может быть направлен против принадлежащих личности предметов, одежды, работы и т.д.;

б) может приобретать форму дискредитации чьей-либо деятельности;

в) может выражаться в виде оскорблений, проклятий, направленных непосредственно против данного человека.

Очевидно, что такое деление, во-первых, не отражает всего многообразия форм проявления речевой агрессии; во-вторых, в нем учитывается только психологический аспект исследования этого феномена - с точки зрения выражения определенного негативного чувства. В-третьих, такая классификация не дает представления о речевых средствах создания агрессивных высказываний.

Л.М. Семенюк выделяет и описывает агрессивные высказывания с точки зрения их содержания:

Многочисленные отпоры;

Отрицательные отзывы и критические замечания;

Выражение отрицательных эмоций в форме брани, затаенной обиды, недоверия, ярости, ненависти, когда эти реакции не служат для простого описания эмоциональных состояний;

Высказывание мыслей и желаний агрессивного содержания ("Я больше всего хотел бы его убить"; "Возможно, с ним когда-нибудь это и случится"; или в форме проклятия);

Оскорбления;

Угрозы, принуждения и вымогательства;

Упреки и обвинения.

Несмотря на ряд неточностей (например, угрозы и вымогательства, упреки и обвинения - разнородные высказывания; неопределенность понятий "отпор", "высказывание мыслей и желаний агрессивного содержания") и очевидную неполноту, предложенная классификация обладает значительной информативностью и потому также используется в данной работе.

Итак, очень сложно создать единую универсальную классификацию форм речевой агрессии, поскольку их можно выделять и описывать на разных основаниях. Поэтому нашей задачей является выделение и описание основных, наиболее распространенных форм вербальной агрессии в школьной речевой среде.

В настоящей работе предпринимается попытка решения данной задачи в соответствии с теорией речевых жанров. Преимуществами данной теории, по нашему мнению, являются:

1. Возможность реализации системного подхода в изучении речевой агрессии;

2. Возможность включения в анализ тех или иных форм вербальной агрессии большого числа параметров описания и критериев оценки;

3. Возможность применения единого подхода к описанию многообразных по форме и содержанию агрессивных высказываний.

Особо следует отметить, что использование жанрового подхода позволяет не только описать различные формы проявления вербальной агрессии, но и выделить противоположные, оппозиционные типы высказываний - жанры, использование которых не допускает речевой агрессии (например, угроза предупреждение; колкость комплимент; приказ просьба и т.п.). Это, в свою очередь, позволит более целенаправленно и осознанно подойти к разработке проблемы осуществления контроля над вербальной агрессией в школьной речевой среде.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ЗПР
Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью ЦНС, а также длительно находившимися в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие п ...

Учитель как субъект педагогической деятельности
Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности. Позиция педагога - это система тех интеллектуальных, волевых и эмоциона ...

Эвристическая модель как основной компонент концепции реализации теории эстетического освоения мира учащимися
Предлагаемая нами эвристическая модель является динамичной и многоуровневой, выступает необходимой не только в качестве исходной теоретической разработки, концепции, исходного образца, но и в качестве действенного механизма формирования и развития программы исследования и реализации мироосваивающей ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru