3. Наиболее редкий случай - когда грубый отказ адресован объекту, непосредственно не представленному в данной речевой ситуации. В подобном случае имеет место переадресованная просьба. Пример: "Петрова просит тебя дать ей карандаш." - "Петрова обойдется!"
Отказ подобного рода употребляется часто в ситуации, когда адресат, непосредственно не участвуя в общении, находится поблизости (например, за соседней партой) и слышит опосредованно обращенные к нему слова говорящего, который хорошо представляет себе расположение адресата в данный момент и осознает последствия собственных слов. Такой грубый отказ можно рассматривать как открытую инициативную непереходную вербальную агрессию.
Грубый отказ чаще всего строится как восклицательное предложение с отрицанием (употребление частицы "не"). Иногда употребляются отрицательные местоимения и наречия - "никогда", "нигде", "никто", "никакой", "никак" и др.
В речи школьников достаточно типично также употребление слов с отрицательно-оценочной семантикой для характеристики объектов отказа: "Ни за что не буду делать это дурацкое упражнение!"; "Никогда больше не приду на ваш идиотский урок!" и т.п. Кроме того, в целях усиления грубости отказа, школьники часто используют слова и выражения (в частности, стилистически сниженного, просторечного и арготического характера), заключающие в своем значении грубый отказ: "(ну) вот еще"; "(ну) конечно (прямо)"; "стану (буду) я" и т.п.
Употребление учащимися грубого отказа типично в сочетании с жанрами "оскорбление", "враждебное замечание", "насмешка", "грубое требование", например: "Такому дураку, как ты, я не дам никаких ручек, отстань от меня - надоел!"
Враждебное замечание
Как форма вербальной агрессии враждебное замечание выделено А. Бассом. Содержание такого замечания сводится, главным образом, к выражению негативной позиции по отношению к окружающим, реакции отвержения ("Не выношу тебя!"; "Твое присутствие мне противно!"; "Ты меня бесишь" и т.п.).
Таким образом, враждебное замечание является одной из возможных форм проявления открытой ярко выраженной переходной речевой агрессии, как целенаправленно-наступательного, так и реактивно-оборонительного характера.
Очевидно, что основная цель враждебного замечания - изменение самочувствия адресата путем высказывания негативных суждений прежде всего о его личности в целом, а также о его поступках, качествах и прочих манифестациях. На основании этого речевой жанр "враждебное замечание" целесообразно отнести к оценочным жанрам.
Важным жанрообразующим признаком враждебного замечания является также языковое воплощение - параметр, определяемый Т.В. Шмелевой как "спектр возможностей, лексических и грамматических ресурсов жанра", в котором "можно обозначить некоторые полюсы: клишированность / индивидуальность, минимальность максимальность словесного выражения". По этому параметру враждебное замечание отличается от других оценочных жанров. Так, враждебное замечание чаще всего функционирует в речи в форме предложения, а не отдельного слова (словосочетания), как, например, оскорбление.
Внешним показателем наличия речевой агрессии во враждебном замечании также является повышение тона голоса, вплоть до высшей отметки на "шкале интенсивности" ("крик"). По данным наших исследований, враждебные замечания, произносимые наиболее повышенным тоном, имеют место в случае защитной, ответной речевой агрессии и являются одним из наиболее распространенных и часто диагностируемых форм речевой агрессии учащихся.
Прочие статьи:
Процесс развития ребенка
Есть 2 точки зрения на процесс раз-я реб-ка в целом. Согласно одной –процесс непрерывен, согл-но др.-дискретен. 1ая допускает, что раз-ие идет не останавливаясь, не ускоряясь и не замедлясь, поэтому к-л чётких границ, отдел-х один этап раз-ия от др-го, несущ-ет. Согл-но 2ой точке зр. раз-ие идёт не ...
Организация эмпирического исследования и методики исследования
Экспериментальная работа проведена в следующей последовательности. На первом этапе исследования произведен теоретический анализ проблемы экспериментальной деятельности в экологическом образовании дошкольников. Проблема экологического образования представлена в работах А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, ...
История фортепианного исполнительства
Система профессионального музыкального образования в России пользуется заслуженным признанием во всем мире. Средние специальные учебные заведения занимают в ней особое место – именно здесь обучающиеся получают основные знания, умения и навыки, которые становятся фундаментом их творческого роста. Дл ...