Вместе с тем, сложно безоговорочно согласиться с точкой зрения И.Н. Горелова и К.Ф. Седова, что каждая из выделенных тактик развития ссоры может быть классифицирована и в качестве "самостоятельного одноактного жанра (субжанра)" , поскольку, некоторые из них, например, тактики возмущения и демонстрации обиды могут строиться на использовании одного общего жанра - например, упрека. Кроме того, для возмущения и обиды сложно однозначно выделить и четко сформулировать дифференциальные жанрообразующие признаки. По нашему мнению, эти тактики являются скорее способами вербального выражения определенных эмоциональных состояний, которые могут включать один или несколько речевых жанров.
Рассмотрим типичный пример ссоры, которым может служить речевая ситуация XIV из диктофонных записей. Оба коммуниканта демонстрируют наиболее частую для речевой среды школьников инвективную стратегию общения, где имеют место прямые, явные и сильные по "шкале интенсивности" проявления вербальной агрессии - категорическое побуждение, угроза, прямое оскорбление.
Сначала говорящий использует тактику возмущения поступком нарушившего "правило территории" товарища, в которой одновременно присутствует и скрытая угроза ("Я сказал!"). Одноклассник реагирует на это тактикой демонстрации притворной обиды на "незаслуженную" грубость в свой адрес, где также имеет место речевая агрессия (вопрос произносится резко повышенным тоном). Далее "хозяин парты" демонстрирует тактику оскорбления, которое усиливается категорическим требованием "восстановления его территориального права".
Здесь мы наблюдаем кульминацию ссоры, поскольку после этой реплики его одноклассник понимает, что добился своей цели (разозлить, вызвать раздражение), и теряет интерес к ситуации, используя тактику скрытой насмешки. Его ответная реплика по содержанию является не категорическим побуждением, демонстрирующим желание избавиться от собеседника, а скорее иронически-враждебным замечанием, содержание которого приблизительно формулируется как "я тебе ничего не делаю, а ты - такой странный - почему-то злишься".
В рамках исследования жанра бытовой ссоры, помимо основных стратегий речевого поведения и внутрижанровых тактик, рассматриваются также основные и наиболее типичные средства отрицательного речевого воздействия на адресата.
Наиболее четко и последовательно это делается М.Ю. Федосюком, который выделяет три группы приемов, цель которых - негативным образом "повлиять на сознание, поведение и эмоции адресатов" в ситуации ссоры, "когда один из собеседников стремится любой ценой досадить другому, воздействовать на него, взять верх над ним":
1. Средства, отрицательное воздействие которых достигается через содержание высказывания: обобщенная неодобрительная характеристика действия адресата; представление ситуации не как единичной, но как повторяющейся, типичной ("Вечно ты ноги у входа не вытираешь!" и т.п.); резкое неприятие слов собеседника, намеренное усиление негативной оценки ("Ты говоришь глупости" и т.п.); использование отрицательно оценочных существительных (типа "идиот", "ничтожество", "подлец" и т.п.); утверждение о несамостоятельности поступков или суждений адресата (например, "Заразили тебя эти подлецы" - в значении "навязали свое мнение"); утверждения о низменных мотивах действия собеседника ("…Тебе всегда в чужие дела надо влезть" и т.п.).
Прочие статьи:
Дидактическая игра как педагогическое условие развития
мышления детей старшего дошкольного возраста
В философии термин "условие" трактуется как категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может; условия составляют ту среду, обстановку, в которой явление возникает, существует и развивается . Л.А. Мирошниченко определяет понятие " ...
Развитие старшего дошкольника как субъекта творческой
деятельности
Н.А.Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что ...
Математическая обработка данных
Для сравнения показателей контрольной и экспериментальной групп, до и после коррекционного воздействия предполагается использовать U-критерий Манна-Уитни. U-критерий Манна-Уитни предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Алгорит ...