Отсутствие у школьников объективного и осознанного представления об опасности и последствиях вербальной агрессии подтверждает также анализ их ассоциаций на слово "угрожать". Так, подавляющее большинство испытуемых (особенно пятиклассников) представляют себе угрозу как нечто совершенно от них далекое и даже "сказочно-киношно-романтическое". Проявляется это, преимущественно, в ассоциациях ТГ "Субъект", "Сходные / сопутствующие действия" и "Место". В сознании школьников угрожать могут или экранные "убийца" и "бандит", или мифологические "разбойник" и "Змей Горыныч".
Показательно также, что слово "угрожать" ассоциируется у них с такими "детективно-книжными" словами, как "заговор" и "преследовать"; а единственная ассоциация с местом - "на улице" (а не, к примеру, "в школе", "на уроке" или "дома"). В ассоциациях восьмиклассников иногда фигурируют атрибуты современного криминального мира ("преступник", "разборки").
Если обратить внимание на орудия угрозы, то здесь мы находим целый "оружейный арсенал": от "кулака", "палки", "ножа" и "топора" до "пистолета", "автомата" и даже "базуки". При этом, помимо разнообразия, интересен и сам выбор "орудия угрозы": у пятиклассников это чаще всего это именно оружие - холодное или огнестрельное, и редко - упоминания в той или иной форме о слове как основном и первичном орудии угрозы ("ругать", "приказывать", "оскорблять").
Ассоциации восьмиклассников чаще были связаны с вербальной агрессией. Так, в ТГ "Сходные или сопутствующие действия субъекта" попали такие ассоциации, как "обзываться", "шантажировать", "ругаться", "дразнить", "говорить неприятные вещи". Однако в целом ассоциативный эксперимент подтверждает данные о том, что учащиеся склонны оценивать вербальную агрессию как менее опасную, нежели физическую.
Анализ сочинений старшей возрастной группы испытуемых показал также, что 10% учащихся 8-х классов (сочинения 2-ой и 5-ой групп) признают априорно, не подвергая особому анализу и осмыслению, право наказывать другого человека. Наибольший процент (40%) восьмиклассников особо отмечают признание такого права, о чем свидетельствуют такие заявления во вступительной части сочинений, как: "я имею право поставить его на место"; "(конечно же) я имею право наказывать другого человека"; "я очень хорошо представляю свои права и возможности и использую их везде и повсюду" и т.п.
Кроме того, в отличие от работ учащихся шестых классов, в ряде сочинений восьмиклассников (около 11%) имели место высказывания, констатирующие присутствие явления агрессии в современном обществе: "Сейчас многие люди обижают друг друга"; "война, жизнь в страхе и страданиях"; "многие люди поступают совсем наоборот" (делают замечания взрослым); "люди об этом (о том, что нельзя драться из-за пустяка) забывают, а иногда и сами провоцируют человека на ответную реакцию"; "многие люди начинают ругаться разными неприличными словами".
Подобные замечания свидетельствуют о более осознанном и объективном отношении этой возрастной группы к изучаемой проблеме и подтверждают актуальность ее исследования.
Вербальная агрессия как способ наказания за неправильное слово или действие имело место в 65% сочинений шестиклассников и 25% сочинениях восьмиклассников. При этом само понятие вербальной агрессии воплощалось в описательных определениях преимущественно разговорного стиля ("кричать, ругаться"; "обязательно повышать голос"; "задевать, хамить" и др.).
Прочие статьи:
Пути социализации старших подростков из опекунских семей в условиях
кадетской школы
В психологической литературе подростковый возраст определяется как кризисный, трудный, переходный. Его кризисность и трудность – в резком взрослении, в скачке из детства в иную возрастную фазу, в новое знание. Подросток сталкивается с неведомыми ему ранее противоречиями во взаимоотношениях между лю ...
Методика
выявления комфортности детей дома с помощью теста тревожности
С целью выявления комфортности детей дома использовался тест тревожности. Этот тест применяется для детей младшего школьного возраста, однако он подходит для детей 12-13 лет с нарушениями интеллекта. Экспериментальный материал - 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ...
Мотивация педагогической деятельности
По мнению А.А. Реана, удовлетворенность профессией тем выше, чем оптимальнее у педагога мотивационный комплекс: высокий вес внутренней мотивации и внешне положительный и низкий внешне отрицательный. Л. Фестингер классифицирует учителей на основе их заключений о результативности учащихся. По его мне ...