- основные черты поведения и характера школьников, склонных к речевой агрессии;
- лексические особенности речи учащихся, проявляющих вербальную агрессию;
- формальные особенности внешнего оформления и голосовых характеристик агрессивных высказываний учащихся;
- понимание школьниками сущности вербальной агрессии и осознание ее последствия;
- степень готовности учащихся к коррекционно-профилактической работе;
- непосредственную связь явления вербальной агрессии со школьной речевой средой;
- речеведческие особенности выделяемых в психологии примитивного, манипулятивного и конвенционального уровней общения.
4. Экспериментальным путем, а также в результате сравнительного анализа были выявлены преимущества и недостатки каждого из использованных методов диагностики вербальной агрессии школьников; и как наиболее эффективный выделен метод "полевого" наблюдения (запись ситуаций речевой агрессии на скрытый диктофон).
Применение данного метода позволило комплексно и тщательно исследовать реальные речевые ситуации, в которых имела место вербальная агрессия как учащихся, так и учителей. Это, в свою очередь, позволило нам на следующем этапе исследования более четко классифицировать проявления вербальной агрессии с точки зрения степени их осознанности коммуникантами, а также более конструктивно подойти к решению проблемы коррекции речевого поведения учащихся.
5. В ходе сравнительного анализа различных диагностических методов и методик и проведения констатирующего эксперимента было установлено, что для исследования вербальной агрессии применяются те же группы методов, что и для изучения других свойств личности. Однако специфика изучаемых аспектов агрессии и возрастной группы испытуемых требует разработки дополнительных, более совершенных и разнообразных методов диагностики этого явления.
Описание основных видов и форм вербальной агрессии до сих пор не являлось предметом специального научного исследования. Однако именно это направление в изучении данной проблемы представляется особенно актуальным, поскольку позволяет наметить основные пути осуществления контроля над вербальной агрессией в школьной речевой среде, что должно способствовать созданию благоприятного психологического климата в школьном коллективе, основанного на принципах взаимоуважения, взаимопонимания, доброжелательного отношения, доверия и согласия, как между учениками, так и между учащимися и учителями.
Прочие статьи:
Подведение итогов эксперимента и выработка методических
рекомендаций
В диагностике творческих способностей, проводимой по методике В. Кудрявцева и В. Синельникова, описанной в первом параграфе данной главы, приняли участие 25 детей старшей группы (2 отсутствовали по уважительной причине. После проведенной работы был повторно проведен анализ. Результаты показали, что ...
Интерактивный аппаратный комплекс на уроках физики
Аппаратное обеспечение Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Она реализует один из важнейших принципов обучения – наглядность. ...
Развитие старшего дошкольника как субъекта творческой
деятельности
Н.А.Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что ...