Анализ ассоциаций школьников на слова "спорить" и "ссора" свидетельствует о том, что пятиклассники в роли участников как спора, так и ссоры видят детей и родителей, родных (мать-отец, жена-муж, брат-сестра), но чаще всего - друзей - товарищей, одноклассников. У восьмиклассников сюда добавляются также учителя и ученики. Таким образом, в этом отношении школьники обеих возрастных групп в целом не разделяют понятия спор и ссора. Примечательно, что в ассоциациях восьмиклассников сфера распространения этих, так или иначе связанных с вербальной агрессией, явлений, расширена отношениями учащихся и учителей
Итак, визуальное наблюдение за речевым поведением учащихся, данные опроса и методики РНЖ, анализ сочинений школьников и их ассоциаций дают все основания утверждать, что вербальная агрессия - явление, широко распространенное в школьной речевой среде, и большинство испытуемых не готовы к бесконфликтному, неагрессивному урегулированию межличностных и групповых конфликтов в школьном коллективе, что демонстрирует неспособность большей части из них к осуществлению эффективных коммуникативных контактов, гармоничному речевому общению.
Данное положение подтверждают также расшифровка и анализ диктофонных записей, наглядно демонстрирующих агрессивную тактику общения учащихся, которое чаще всего происходит на примитивном или манипулятивном - отмеченных проявлениями речевой агрессии - уровнях.
Кроме того, анализ диктофонных записей позволил выделить основные речеведческие особенности рассматриваемых уровней общения.
Для примитивного уровня:
1. Речевая агрессия воплощается чаще всего в открытых, явных формах (угрозы, иронические и враждебные замечания, оскорбления и т.п.). Собеседник воспринимается как "враг".
2. Отсутствие осознанного представления об актуальной роли собеседника.
3. В случае конфронтации со слабейшим партнером речевая агрессия может приобретать крайние формы по "шкале интенсивности" ("крик", брань, открытые угрозы).
4. Повышенный тон; могут наблюдаться нарушения дикции (из-за изменения психологического равновесия), изменение темпа речи (ускорение либо замедление - в зависимости от психологического состояния и выбранного способа устрашения); склонность перебивать собеседника.
5. Отсутствие использования формул речевого этикета.
6. Отсутствие убедительной аргументации.
Выделенные особенности позволяют выдвинуть гипотезу о том, что, общение на примитивном уровне свойственно людям с недостаточной социализацией агрессивности. Поэтому, очевидно, на данном уровне общения мы часто можем наблюдать вербальную агрессию как совокупность поведенческих реакций, близких таковым в сообществе животных, реже - вербальную агрессию как осознанную, тщательно спланированную и целенаправленную речевую деятельность.
Для манипулятивного уровня:
1. Собеседник воспринимается как "соперник", что чаще всего проявляется не внешне (в речи участников ситуации общения), а во внутреннем плане (на уровне представлений и намерений манипулятора) и, вероятнее, не сразу, а в процессе или даже в конечном результате общения (возможной реализации коммуникативного намерения "манипулятора").
2. "Манипулятор" достаточно хорошо осознает актуальную роль собеседника, адекватно на нее реагирует и в соответствии с этим выбирает стратегию речевого поведения, которая характеризуется использованием как психологических, так и речевых средств.
К сожалению, наши диктофонные записи не содержат реальных примеров общения учащихся на конвенциональном уровне, который, по А.Б. Добровичу, можно считать оптимальным, эталонным для разрешения личных и межличностных проблем в человеческих контактах. Объясняется это тем, что такое общение - явление достаточно редкое в изучаемой возрастной группе школьников. Однако, в соответствии с психологической характеристикой данного уровня, попытаемся показать его речеведческую специфику в связи с изучаемой нами проблемой вербальной агрессии:
Прочие статьи:
Содержание и организация экспериментальной работы по
формированию навыков диалогического общения на уроках иностранного языка
Для доказательства эффективности практической работы по развитию диалогических навыков в 4 классе я применяла коммуникативные способы и приемы. Так например, good morning, (afternoon), friends; stand up, please; sit down, please и выражений речевого этикета. В частности, использовались коммуникатив ...
Подготовительный этап обучения работе с детской книгой
На подготовительном этапе главная цель обучения – пробудить и поддержать у детей желание обращаться к книгам, листать их. Для достижении этой цели 1 раз в неделю в течение 20 – 25 минут проводиться занятия с детской книгой (в составе урока обучения грамоте). Ведущая учебная задача этого периода – п ...
Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе
Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи, соответствия речи говорящего произносительным нормам. Под фонетической стороной речи понимают произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата. Периферическим отделом речедви ...