Рис.1. Уровень развития реализма воображения дошкольников, %
Как видно из рисунка 1, по показателю реализм воображения нами было установлено, что 32% воспитанников имеют низкий уровень развития воображения, дети, имеющие низкий уровень воображения, не знают, как исправить нереальную ситуацию и превратить ее в реальную, либо принимают формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить),45 % испытуемых находиться на среднем уровне развития, и предлагают содержательное устранение несоответствия (нарисовать в другом месте, переделать рисунок) и лишь 23 % достигли высокого уровня, это дети, принявшие конструктивное решение в устранении несоответствия (отделить несоответствующий элемент).
Полученный результат свидетельствует о недостаточной работе по развитию воображения в процессе занятий по изобразительной деятельности.
Поэтому нам видится необходимым включения в дополнительную образовательную программу упражнений, занятий, направленных на развитие реализма воображения воспитанников как одного из показателей художественно-творческих способностей.
Следующая методика «Складная картинка» позволяет нам определить уровень развития умения видеть целое раньше частей.
Рис.2. Уровень развития воспитанников способности видеть целое раньше частей, %
Таким образом, 36 % дошкольников имеют высокий уровень по данному показателю, для этого уровня характерно сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию. Для 45% характерен средний уровень развития эти дети, как правило, дают ответы описательного типа, перечисляют детали рисунка, находящиеся в поле зрения или вне его. Для 19 % характерен низкий уровень способности видеть целое раньше частей, это дети которые не могут дать ответа на поставленный вопрос.
Для определения уровня диалектичности мышления мы провели методику «Диалектичные истории» (рис.3, с. 57).
Рис.3. Уровень развития диалектичности мышления, %
Анализируя результаты, представленные на диаграмме следует отметить, что высокий уровень диалектичности мышления присутствует лишь у 14 % испытуемых, это дети способные обнаружить противоречивую ситуацию и способные понять, что в одной ситуации может одновременно присутствовать как положительная, так и отрицательная сторона.
Оставшиеся 45% и 41% воспитанников имеют средний и низкий уровень развития соответственно. Для среднего и низкого уровня развития диалектичности мышления характерно видение лишь одной стороны ситуации, только положительной, либо только отрицательной. Так же детям этих уровней характерна быстрая смена позиции после каждого последующего аргумента экспериментатора.
Методика «Нелепицы» позволяет нам определить уровнь развития системности мышления дошкольников (рис.4, с. 58).
Рис.4. Уровень развития системности мышления дошкольников, %
Как видно из рисунка 4, из 100% всех испытуемых у 32% низкий уровень развития системности мышления, ребенок не успел заметить большинство нелепиц, а до объяснения дело не дошло. У 41% испытуемых средний уровень, здесь ребенок успел заметить все нелепицы, но сумел до конца объяснить, или сказать, как на самом деле должно быть. Для 27% характерен высокий уровень развития мышления, т.е. ребенок, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.
Для того, что бы выявить уровень развития сенсомоторных способностей, мы использовали такой метод исследования как анализ продуктов деятельности воспитанников. Руководствуясь при анализе разработкой Т.С. Комаровой «Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества».
Прочие статьи:
Использование в работе стихотворного ритма
Стихотворный ритм я постоянно использую в своей работе в оркестре. Упражнения по ритмодекламации, скороговорки, речевые игры со звучащими жестами – вот способы, которые очень помогают в развитии музыкально – ритмических способностей учащихся, в устранении дефектов речи, развитию артистических спосо ...
Анализ психолого-педагогической литературы
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся ...
Структура профессиональной компетентности педагога
Структура профессиональной компетентности учителя может быть раскрыта через педагогические умения. Модель профессиональной готовности целесообразно строить от наиболее общих к частным умениям. Таким наиболее общим умением является умение педагогически мыслить и действовать, теснейшим образом связан ...