Актуальность темы продиктована требованиями общества, предъявляемыми к личности человека, ребенка. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и нераскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому творчество, развитие творческости – одна из главных задач воспитания.
Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.
Проблемой развития художественно-творческих способностей дошкольников в разное время занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, В.И. Киреенко, Т.С. Комарова, Н.В. Рождественская и др.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Подьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, установить связи между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.
Развитие творческих способностей ребенка, его самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению реализуются учреждениями дополнительного образования детей, имеющих богатый опыт работы в нашей стране и призванных удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности ребенка. Дополнительное образование является средством мотивации развития личности к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности.
Система дополнительного образования детей является самостоятельной образовательной структурой общего образования, характеризуется открытостью, мобильностью, гибкостью, максимально приспосабливается к запросам и потребностям ребенка и социума в целом. Сущностным показателем данного типа образования являются педагогические технологии саморазвития, самореализации, самоактивизации человека.
Воспитательное пространство учреждения дополнительного образования детей выдвигает в качестве важнейших задач создание ситуации успеха и общественного признания, условий для самореализации и проявления творческих способностей, приоритет личностно-ориентированного и развивающего образовательного процесса.
Однако практический аспект реализации задачи развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна изменяться технология работы педагогов дополнительного образования.
Новые социально-экономические условия жизни вызывают необходимость теоретических исследований по определению условий, содержания и методов работы с детьми в системе дополнительного образования по проблеме развития творческой активности, в решении которой дополнительное образование обладает большими резервами.
Таким образом, развитие творческой активности дошкольников в процессе дополнительного образования является не только педагогической, но и широкой социальной проблемой, практическое решение которой позволит во многом снизить влияние негативных факторов воспитания.
Цель исследования – изучить теоретические аспекты художественно творческих способностей и выявить условия их развития у детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в студии раннего развития.
Объект исследования – творческие способности воспитанников учреждения дополнительного образования.
Предмет исследования – развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что студия раннего развития системы дополнительного образования может оказать существенное влияние на процесс развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста при наличии соответствующих педагогических условий:
- создания и реализации вариативных дополнительных программ художественной направленности;
- ориентации на индивидуализацию образовательного процесса;
- создания открытой эстетической образовательной среды;
- развития художественно-творческого потенциала педагога дополнительного образования.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой исследования были определены задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу, посвященную проблеме развития художественно-творческих способностей.
2. Выявить педагогические условия студии раннего развития, наличие которых обеспечивает развитие художественно-творческих способностей детей.
3. Разработать дополнительную образовательную программу художественной направленности, способствующую развитию творческих способностей дошкольников.
4. Экспериментально проверить эффективность предложенной программы для развития художественно-творческих способностей детей на занятиях в студии раннего развития.
Методы исследования – анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, сопоставление, наблюдение, беседа, изучение документации, методика диагностики универсальных творческих способностей для детей 4 5 лет, анализ продуктов деятельности.
База исследования: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества Октябрьского административного округа г. Омска», «Центр развития ребенка «Сказка», исследованием было охвачено 22 дошкольника в возрасте от 4 до 5 лет.
Прочие статьи:
Работа в специальном детском доме
С началом Великой Отечественной войны в Сталинградской области, считавшейся поначалу глубоким тылом, стали создаваться специальные детские дома. В эти особые детские учреждения по решению властей отбирались дети военнослужащих Красной армии, бойцов партизанских отрядов, а также дети-сироты, родител ...
Память, ее развитие, учет особенностей памяти в педагогическом процессе
Память – это способность к сохранению и воспроизведению прошлого. Одно из основных свойств НС, к-ое выражается в способности долго хранить инф-цию о событиях внешнего мира и делать ее достоянием сознания и поведения. Память – это форма психического отражения реальности, к-ая заключается в закреплен ...
Определение понятий одаренность, одаренный ребенок
Научный смысл работы по выявлению одаренных и талантливых состоит в том, что она позволяет раскрыть на самой представительной выборке природу и психологический механизм творчества, обеспечить возможности использования законов творчества для совершенствования содержания и методов обучения всех детей ...