Дополнительное образование как фактор развития творческих способностей дошкольников

Страница 1

Одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей, являются учреждения дополнительного образования детей, которые отличаются от общеобразовательных учреждений тем, что обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования в избранной сфере познания.

Дополнительное образование – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг, как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательных учреждениях .

Дополнительное образование – это особое (внеучебное) образовательное пространство. Оно решает задачи не только социализации, но и индивидуализации личности ребенка и становится основным фактором развития творческих способностей. Оно предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, развивать творческий потенциал и т.д.

Дополнительное образование детей – единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности.

Основное предназначение дополнительного образования: удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей (А.К. Бруднов). Можно согласиться со специалистами, которые относят дополнительное образование к сферам наибольшего благоприятствования для развития личности каждого ребенка. При этом некоторые полагают, что дополнительное образование является одной из инфраструктур социального воспитания (А.В. Мудрик). Дополнительное образование рассматривается как «особо ценностный тип образования» (В.Б. Новичков), как «зона ближайшего развития образования в России» (А.Г. Асмолов).

Дополнительное образование строится на следующих приоритетных идеях: свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности; ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка, возможность его свободного самоопределения и самореализации; единство обучения, воспитания, развития; практико-деятельностная основа образовательного процесса .

Дополнительное образование выполняет ряд важных функций: ценностно-оринтационную, коммуникативную, социально-адаптивную, психотерапевтическую, профориентационную, рекреационную, культурообразующую. Это позволяет говорить о нем как о личностно-ориентированном образовании, реализующем идеи гуманистической педагогики и психологии. В условиях быстро меняющегося мира от человека требуется все большее применение его творческих возможностей, так как именно творческая личность способна не только адаптироваться к изменениям, но и ставить и реализовывать цели, конструктивно взаимодействовать с другими людьми, видеть проблемы и находить способы их разрешения, оценивать свою деятельность .

В настоящее время роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения существенно возрастает. Она призвана решить важнейшую социальную проблему, связанную с выявлением и развитием тех задатков и способностей детей, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие в жизни.

Современное всеобщее образование представляет собой «культурный конвейер», который загоняет человека в рамки определенных предписаний, требований, норм, в результате чего происходит уравнивание, приучение думать одинаково. Происходит глобальное интеллектуальное программирование. Но человек не является трансформатором, призмой или накопителем среды, в которой живет. Он активен в выборе и обработке информации о мире и о себе, он не только отражает, но и преображает среду и самого себя, творит новое. Все эталоны, понятия преломляются в той или иной мере в сознании отдельного человека, который сравнивает с тем, что им пережито и осмыслено. Так, ярким примером творческой деятельности служит процесс понимания материала, который включает его преобразование (составление прогнозов, расчленение на составные части, выявление их взаимосвязи, осознание внутреннего строения материала). Установка на творчество формирует специфическую ценностную ориентацию, выражающуюся в эстетическом отношении к действительности, что само по себе уже есть творческий акт, представляющий отбор впечатлений, которые соответствуют интересам личности. Для становления творческой индивидуальности большое значение имеет личностная направленность творца, которая предполагает свое, отличное от других, восприятие мира.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Управление образовательными системами: принципы, функции и методы руководства образовательными учреждениями
Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата. Основная идея государственно-общественного управления образованием ...

Причины, определяющие положение ребенка среди сверстников
Психологические исследования показали, что наиболее важными чертами, отличающими популярных детей от непопулярных, в старшем дошкольном возрасте являются не интеллект, не творческие способности, не общительность и даже не организаторские способности, а те качества, которые обычно называют нравствен ...

Психологические особенности детей – социальных сирот
Социальные сироты – это дети, имеющие родителей, но оставшиеся без их попечения. К сожалению в последние годы число таких детей и подростков постоянно увеличивается. Заботу о них берет на себя государство. Среди воспитанников государственных учреждении лишь 5% не имеют родителей, от 95% родители по ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru