Дополнительное образование как фактор развития творческих способностей дошкольников

Страница 4

Творческую личность может развивать творческая личность. Проблема педагогического творчества до недавнего времени в большей степени была предметом изучения психологической науки. Педагогический аспект проблемы нашел отражение в работах таких авторов, как В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, В.П. Пархоменко, М.М., Поташник, Р.Х. Шакуров и др. Педагогическое творчество рассматривается в основном в направлении изучения сущности и специфики педагогического опыта и мастерства педагога дополнительного образования. Сегодня стержневыми направлениями развития педагогической практики являются творческие приемы обучения, обучение творчеству и посредством творчества, что составляет значительный аспект научного познания.

Творческий педагог обладает чертами, которые можно охарактеризовать как «универсальные» и «функциональные». Первые обеспечивают общую подготовку воспитанника и так называемую «академическую». Вторые приобретают популярность в последние годы, так как функциональная грамотность педагога много значит в процессе обучения детей.

Творческий педагог – это, прежде всего, зрелый мастер своего дела, подготовленный и компетентный, образованный и развитый как личность, ибо воспитать личность может только личность. Функциональная компетентность, функциональная развитость входят в творческую характеристику современного педагога и обозначают осознанное понимание своих социальных и культурных функций в общей системе образования, своих педагогических, сугубо конкретных функций в процессе обучения учеников и владение приемами и методами функциональной культуры, которая обеспечивает успешное взаимодействие педагога с воспитанниками, преподаваемым предметом, коллегами.

Помимо основных качеств, существуют дополнительные признаки педагогического творчества:

- осознанное отношение к возникающим педагогическим проблемам;

- умение обобщать факты, данные и анализировать их, делать соответствующие выводы для поступательного продвижения вперед;

- поиск строго научного обоснования возникшей педагогической проблемы и строгий отбор и подбор методов и средств ее реализации на практике;

- способность на личностную ответственность и педагогическое прогнозирование;

- понимание единства науки и практики;

- умение видеть воплощение ведущих педагогических идей в собственной практике преподавания;

- открытость собственного педагогического опыта лучшему и должному в педагогической науке, но способность ограждать свой опыт от того, чтобы в нем нашли себе место любая авантюра, непроверенный, ложный путь обучения, любая, малостоящая новизна;

- динамизм и гибкость, помогающие принимать верные и быстрые решения в практике общения с учащимися, в ситуациях непонимания, конфликта, конфронтации;

- способность к напряжению собственного внимания и воспитание аналогичного качества в своих учениках;

- умение видеть свою роль и роль своего учебного предмета в общеобразовательной и специальной подготовке учащихся;

- чутье к злу и сопротивление ему силою;

- без идеи самосовершенствования самого педагога, его учеников и в целом процесса обучения любое творчество становится или бессмысленным, или злою силой, лишающей людей радости жизни.

Педагоги, работающие творчески, отличаются огромной любовью к ученикам и способны привить им страстную любовь к знаниям, как это делал философ А.Ф. Лосев. Он советовал: прежде чем стать учеником, надо полюбить, полюбить жизнь и знание, процесс познания и предмет, который является для тебя особенно интересным. Без любви к жизни и ее красоте ни один творец не состоится, утверждали А.С. Пушкин и Ф.М. Достоевский, Ж.А. Пуанкаре и Вл. И. Вернадский.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Эмпирическое исследование психологии педагогических ошибок учителей и младших школьников
Для изучения коммуникативно-педагогических ошибок были использованы методики: диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса. Данная методика была выбрана потому, что с помощью нее можно выявить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в группе, в шко ...

Личность С.Т. Шацкого
Станислав Теофилович Шацкий принадлежал к педагогам, для которых теория и практика были неразрывно связаны между собой и дополняли друг друга. Нельзя пропагандировать идею, предварительно не проверив на практике ее ценности, жизненной эффективности, утверждал Шацкий. Поэтому на всей деятельности Ша ...

Цель и задачи деятельности классного руководителя
Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Задачи деятельности классного руководителя: – формирование и развитие коллектива класса; – создание благоприятных психолого-педагогических услов ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru