Дошкольное детство - это пора жизни, когда перед ребёнком открывается окружающий его мир человеческой действительности. В своей деятельности, прежде всего в своих играх, ребёнок овладевает предметным миром. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве. Именно в игре у дошкольников совершенствуются и развиваются такой психический процесс как мышление.
Проблема развития интеллектуальных способностей актуальна и на современном этапе психологических знаний.
Социокультурные, экономические и иные преобразования, происходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания образования детей разного возраста, включая и систему образования дошкольников. Поиск новых вариантов образования, ориентированного на развитие умственных способностей, актуализируют внимание ученых и педагогов-практиков к процессам развития мышления. Развитое мышление позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность.
Необходимость развития мышления у детей старшего дошкольного возраста в первую очередь обусловлена тем, что дети готовятся к поступлению в школу. Уже с первого класса они начнут изучать сложную для них школьную программу, в которую включены начальные элементы логики, и детям с неразвитым абстрактно-логическим мышлением сложно будет усвоить новые знания.
Таким образом, недостаточная сформированность мыслительных приемов снижает эффективность обучения, замедляет развитие познавательных процессов.
Но практическая работа показывает, что целенаправленному формированию приемов мышления дошкольников в процессе образовательной деятельности уделяется недостаточно внимания в дошкольном образовании. Недостаточно часто используются возможности игры, а именно игра как ведущий вид деятельности стимулирует умственное развитие дошкольника, создает условия для развития мышления.
Возникает противоречие между необходимостью развития мышления дошкольников в образовательном процессе, с одной стороны, и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы на основе реализации психолого-педагогических условий в решении этой задачи в ДОУ, с другой стороны.
Из данного противоречия возникает проблема: каким образом построить систему педагогической работы по развитию мышления старших дошкольников на основе реализации необходимых психолого-педагогических условий.
Учитывая всё выше сказанное, можно считать тему "Психолого-педагогические условия развития мышления детей старшего дошкольного возраста" актуальной.
Проблемами психического развития в отечественной возрастной психологии и в педагогической практике занимались многие ученые: Л.С. Выготский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, Л.И. Божович и др.
Объект исследования: мышление детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития мышления детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: обобщить и частично апробировать психолого-педагогические условия развития мышления детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Провести констатирующий этап эксперимента.
3. Разработать проект "Развития мышления детей старшего дошкольного возраста".
4. Провести поисковый этап эксперимента.
5. Разработать методические рекомендации воспитателям по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста.
Методологическую основу исследования составляют работы, связанные с проблемой изучения игры (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, Л.М. Векнер, Дж. Дьюи), дидактических игр (Л.А. Венгер, Е.И. Тихеева, М. Монтессори, Ф. Фребель), положения о характеристике межличностных отношений (М.И. Лисина), идеи построения развивающей среды (А.В. Петровский, М. Монтессори, Ф. Фребель).
Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент (констатирующий и поисковый этап), наблюдение, беседа, анализ развивающей среды ДОУ, анализ документации.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении психолого-педагогических условий развития мышления детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость заключается в разработке проекта "Развития мышления детей старшего дошкольного возраста" и методических рекомендаций для воспитателей по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста, которые могут быть использованы в практике ДОУ.
База исследования:
Наше исследование проводилось на базе "МДОУ - детский сад №131" г. Магнитогорска.
Понятийный аппарат:
Мышление - психический процесс отражения действительности, высшая форма познавательной и преобразующей активности человека.
игра мышление развитие дошкольный
Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания.
Педагогическое условие - обстоятельство педагогического характера, которое определяет условия развития мышления детей старшего дошкольного возраста.
Развивающая среда - организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей.
Межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
Прочие статьи:
Индивидуальный контроль за переносимостью нагрузки
Контроль учителя за переносимостью нагрузок осуществляется визуально по окраске кожных покровов, обилию потовыделения и поведению учащихся, а так же по частоте пульса, дыхания и жалобам. Определяет моменты перехода от одной части к другой в зависимости от состояния учащегося. Внешние признаки Рабоч ...
Психолого–педагогические особенности познавательной
деятельности младшего школьника
Деятельностный подход к процессу учения требует анализа его как целостной системы, как реального процесса решения задач, стоящих перед человеком, являющимся субъектом этой деятельности. Деятельность субъекта всегда отвечает какой – то его потребности. Она направлена на предмет, способный удовлетвор ...
Цели и задачи формирования универсальных учебных действий, направленных
на литературное образование младших школьников
Тяга к книге появляется у детей, как правило, в раннем детстве. Таким образом, в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формируется интерес и любовь к книге, т.е. ребенок успешно формируется как читател ...