Зная основные виды лексических норм, ошибки, связанные с их несоблюдением, учащиеся смогут сами заметить отклонения от речевых норм, допускаемые ими в речи, и сами исправить свои ошибки.
Мы описали только десять подобных уроков. Упражнения, которые включались в последующие занятия, приведены в Приложении 1.
Как уже говорилось выше, в 6 классе задания на усвоение лексических норм не вводились в содержание каждого урока, а было проведено отдельное занятие на употребление местоимений в речи, целью которого было определить роль местоимений как средства связи частей текста, повторить разряды местоимений, правописание отрицательных и неопределенных местоимений, правописание местоимений с предлогами и сформировать навык осмысленного использования местоимений в речи.
Речевых ошибок, связанных с несоблюдением норм употребления местоимений, было выявлено не так много, поэтому на этом уроке мы использовали упражнения не только на формирование навыка нормативного употребления данной части речи, но и на отработку других норм русского литературного языка.
Шестиклассники узнали, что местоимения чаще других частей речи используются нами, и это может привести к неоправданному использованию их в речи. Местоимения только указывают на лица, предметы, события, качества, а конкретный смысл становится ясным или из ситуации, или предшествующего контекста. Многие об этом забывают и говорят только местоимениями, не называя лица, предмета или события, о котором идёт речь. Он сказал, чтобы я принёс ему это, которое лежит у него там.
Также нарушения могут быть связаны с повтором в границах словосочетания или предложения одного и того же местоимения, или «лишнего» местоимения: Примите мое приглашение, и я надеюсь, что Вы найдете время для участия во встрече, во время которой мы сможем определить с Вами конкретные пути развития нашего сотрудничества. Переизбыток местоимений загромождает фразу, создавая помехи на пути ее восприятия.
Местоимение отличается от прочих частей речи тем, что не имеет своего постоянного и устойчивого лексического значения; его значение изменчиво и зависит от значения того слова, на которое оно указывает или вместо которого употреблено. И если неточно построить высказывание, то и значение может быть непонятно: Мы ходили на пруд, на нём росло много лилий, и плавали лебеди. Мы сплели из них красивый венок. Можно подумать, что красивый венок сплели из лебедей. Чтобы избавиться от этого комизма, нужно правильно построить предложение. Например, так: Мы ходили на пруд, на нём плавали лебеди, и росло много лилий, из которых мы сплели красивый венок. Все данные упражнения были включены в этот урок.
Шестиклассники также учились по лексическому значению узнавать слово. Так, им было предложено такое задание: заменить данные определения сложными словами с местоимением сам. Упражнение не вызвало больших трудностей и учащиеся справились с ним достаточно легко.
Таким образом, мы считаем, что подобную работу необходимо проводить чаще, используя любую возможность для этого: подбирать для каждого урока различные упражнения на отработку лексических норм или после каждого раздела отводить отдельный урок на эту тему. Также нужно как можно чаще включать в урок работу с нормативными словарями русского языка, начиная уже с 5-6 классов, так как множество ошибок связано именно с тем, что учащиеся из-за незнания лексического значения слова неправильно его употребляют. При систематическом использовании различных упражнений, направленных на формирование навыка соблюдения лексических норм на уроках русского языка можно надеяться на то, что учащиеся не только усвоят основные лексические нормы, но и научатся видеть лексические ошибки, допускаемые ими в собственной, как устной, так и письменной, речи и в речи других носителей языка. Такая работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая целесообразно построенная работа, связанная с изучением всех разделов школьного курса русского языка.
Опыт, полученный в ходе педагогической практики, показал, что учителя, несомненно, понимают значение данного вида деятельности, имеют разработки уроков, упражнений, которые весьма разнообразны, но не могут порой включать их в занятия систематически по причине нехватки времени. За 45 минут необходимо успеть выдать новый материал, закрепить его, отработать в упражнениях, поэтому времени для работы по повторению и закреплению ранее изученного материала, в том числе и материала, связанного с освоением лексических норм, совсем не остаётся, или же подобная работа проводится в сокращённом объёме при написании сочинений и изложений, результаты которых и показывают комплексное овладение учащимися всеми видами языковых норм. Особенно эта нехватка времени ощутима именно в пятых классах, так как по учебной программе практически на каждом уроке даётся новый материал для изучения и даже не всегда остаётся время в конце года для обобщения изученного.
Прочие статьи:
Использование комнатных растений при изучении основ экологии
При изучении темы «Основы экологии» учитель может использовать комнатные растения для раскрытия таких вопросов, как основные климатические факторы и их влияние на организм, факторы, управляющие сезонными явлениями живой природы, приспособление растений к сезонному ритму окружающих условий, состояни ...
Особенности развития речевой моторики у старших дошкольников
Развитие артикуляционного аппарата начинается с самого рождения, но находится на рефлекторном уровне. У ребенка возникает рефлекторный крик, звуки и за счет этого круговая мышца рта напрягается и растягивается, мягкое небо поднимается и опускается. При появлении гуления и смеха становятся активными ...
Причины и последствия проявления речевой агрессии
Рассматривая вопрос о том, почему возникает речевая агрессия и каковы ее последствия, необходимо различать понятия речевой агрессии как феномен того или иного общества в целом и как конкретные его проявления в определенной ситуации общения. В первом случае, вероятно, следует говорить о причинах вер ...