Те, кто работал со словом коса, также справились с заданием, хотя не все определили, что имели дело не с многозначностью данного слова, а с омонимией. Словарные статьи были составлены у всех пятиклассников примерно одинаково: Коса 1, -ы, вин. косу и косу, мн. косы, кос, косам, ж. Прическа, сплетенная из волос. Тугая коса. Коса 2, -ы, вин. косу и косу, мн. косы, кос, косам, ж. Сельскохозяйственное орудие труда для косьбы травы. Точить косу.
Не назвали учащиеся омонима коса в значении речная отмель. Это неизвестное для детей значение мы нашли в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и записали в тетрадь.
Урок 7. Существительные, имеющие форму только единственного числа.
Особую значимость при работе над лексическими нормами языка, по нашему мнению, представляют задания, связанные с синонимами. Учащиеся должны понять, что лексические синонимы позволяют выразить тончайшие оттенки мысли и чувства. Изучение синонимических рядов развивает языковое чутье детей, повышает внимание к значениям слов, к их формам, учит выбирать самые точные слова для выражения мыслей и чувств.
С употреблением синонимов может быть связано много различных речевых ошибок, поэтому упражнения на их отработку должны включаться в уроки как можно чаще. Так, на данном занятии мы использовали задание, где нужно определить, являются ли синонимами данные слова или есть различия в их значениях.
Понятие «синоним» учащиеся хорошо знают, поэтому мы только вспомнили, что оно обозначает, и потренировались в подборке таких синонимов, которые наиболее точно отражают необходимый автору текста смысл. При проведении работы с синонимами использовались в данном случае не только имена существительные, а слова и других частей речи, такие как прилагательные, глаголы, потому что именно в подборе наиболее удачного синонима, выраженного этими частями речи, учащиеся допускают больше всего ошибок.
Урок 8. Три склонения имён существительных.
Часто учащиеся затрудняются, какой из синонимов выбрать для той или иной речевой ситуации, а иногда и вообще над этим не задумываются и употребляют их неправильно. Для того чтобы дети усвоили данную лексическую норму, им было предложено такое задание: заменить неправильно подобранный или не очень удачный синоним более точным. (Задание № 8). Вместе с пятиклассниками мы разобрались в различии значений слов синонимического ряда и выбрали нужный вариант для каждого случая. На дом им было задано подобнее задание, проверив которое, мы отметили, что ошибок на данный вид нормы было допущено гораздо меньше.
Урок 9. Падеж имён существительных.
Учёные-методисты отмечают, что учащиеся редко используют в своей речи фразеологические сочетания, а если и используют, то искажают их. Чтобы избежать этого, можно применять различные упражнения. Например, интересным для ребят является задание – по изображениям определить фразеологизм. (Задание № 9). Для этого на данном уроке были взяты картинки, изображающие действия животных: зайцев и белки. Так, ученики, правильно назвавшие фразеологизм, выходили к доске и объясняли то, почему мы так говорим, используя словарь фразеологизмов, приводили примеры употребления данного сочетания в речи. Например, погнаться за двумя зайцами – преследовать две разные цели, выполнять несколько дел сразу. Паша хватается за несколько дел сразу, ни одно до конца не доводит, забывает народную мудрость: «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь».
Урок 10. Падеж имён существительных. (продолжение темы)
Для того чтобы учащиеся правильно использовали фразеологизмы в своей речи и не искажали их, мы решили также взять следующее задание: вместо точек вставить названия животных. (Задание № 10). Например, голоден как … (волк). Ученик должен был вспомнить или подобрать по смыслу название животного. Это упражнение способствует запоминанию правильного употребления устойчивого сочетания, чтобы никто не говорил, например, голоден как бык или как медведь. Все пятиклассники с интересом выполняли это задание, и ошибок было допущено немного.
Задания, основанные на работе с фразеологическими сочетаниями, которые были включены в девятый и десятый уроки, способствовали, по нашему мнению, не только предотвращению фразеологических ошибок, но, и обогащению речи учащихся, потому что речь должна быть не только правильной и нормативной, но и выразительной и образной
Таким образом, мы описали ту работу, которую может проводить учитель на уроках русского языка, чтобы формировать у учащихся навык соблюдения лексических норм. Ученики, систематически работая с описанными выше упражнениями, учатся говорить и писать правильно, соблюдая лексические нормы русского языка: регулировать точность выбора слова из ряда единиц, близких по значению или по форме; употреблять слова только в тех значениях, которые они имеют в языке; уместно использовать их в той или иной коммуникативной ситуации в общепринятых в языке сочетаниях.
Прочие статьи:
Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста в норме
Период раннего детства (от самого рождения до 3 лет) является благоприятным и решающим для развития речи. Тот речевой багаж, который ребенок получил в этом возрасте, во многом будет определять его дальнейшее интеллектуальное развитие и становление личности. Своевременное и полноценное овладение реч ...
Цели и содержание нравственного воспитания учащихся младшего школьного
возраста
Нравственное воспитание – это составная часть единого процесса общественного воспитания. Необходимость регулирования обществом поведения людей включает две взаимосвязанные задачи: во-первых, выработку нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общ ...
Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса
и педагогической мысли
1. Усиление базового образования. Базис – обязательный минимум содержания образования. В США базис состоит – англ. яз., литературы, математики, соц.науки, компьютерная техника, естествознание. Все остальное по выбору. В Англии – англ., лит-ра, религия, математика. По выбору до 1000 предметов. К 60 ...