Речевые нормы в школьном курсе изучения русского языка

Статьи об образовании » Речевые нормы в школьном курсе изучения русского языка

Состояние современного русского языка (расшатывание традиционных литературных норм, стилистическое снижение устной и письменной речи, вульгаризация бытовой сферы общения и тому подобные явления) давно вызывает беспокойство как специалистов-филологов, так и представителей других наук и всех тех, чья профессиональная деятельность связана с речевым общением. Снижение уровня речевой культуры представителей разных слоёв современного общества настолько очевидно и масштабно, что назрела необходимость совершенствования непрерывной языковой подготовки на всех ступенях образования, от начального до высшего.

Учение о речевой культуре зародилось ещё в Древнем Риме и Древней Греции – в теории и практике ораторского искусства. В России его оригинально осмыслил и развил на материале общественной словесности М.В.Ломоносов. В дальнейшем в обществе никогда не угасал интерес к тому, что принято было называть красноречием, то есть красивой, правильной, нормативной речью.

В XX веке Л.В.Щерба, Г.О.Винокур, В.В.Виноградов, С.И.Ожегов и их ученики постепенно всё полнее и шире осмысливали совокупность явлений, обозначаемую термином «культура речи». Признание новой лингвистической дисциплины нашло выражение не только в ряде статей и сборников, но и в программах высшей и средней школы.

В настоящее время одна из основных целей учебного предмета Русский язык в школе – это формирование языковых и речевых умений учащихся. Систематическая и последовательная работа учителя по формированию у школьников устойчивых навыков нормативной речи является первостепенной задачей обучения русскому языку. Правильная речь – это залог успешной профессиональной деятельности в будущем, поэтому более глубоко как теоретически, так и практически, культура речи должна изучаться в старших классах школы, для того чтобы подготовить грамотного специалиста. Учитывая тот факт, что единственной формой сдачей экзамена по русскому языку за курс среднего (полного) образования является Единый государственный экзамен, в который включены теоретические вопросы, связанные с различными нормами языка (в том числе и лексическими – в заданиях части А), а написание сочинения-эссе в части С предполагает комплексное владение и лексическими, и грамматическими нормами языка, важность данной проблемы неоспорима. Следовательно, теоретическое знание норм литературного языка и, естественно, устойчивые и прочные навыки их применения в речевой практике необходимы всем выпускникам школы.

Вряд ли кто-нибудь будет спорить с тем, что речь культурного человека должна быть выше простого умения объясняться в быту. Именно поэтому просто необходимо начать овладевать литературным языком и его нормами с того момента, как начинается полноценный процесс общения. Таким образом, современная школа должна подготовить человека, который не только имеет знания, но и может использовать эти знания в жизни, умеет действовать и решать проблемы в любых ситуациях, который владеет правильной речью. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения.

Однако нельзя не признать, что воспитание навыков культуры речи и формирование литературных норм ведется пока эмпирически, от случая к случаю, не выработана система необходимых упражнений, нет еще нужных для этой работы пособий. А речь наших учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много ошибок и, как правило, невыразительна.

Особого внимания, с нашей точки зрения, требует работа над соблюдением лексических норм языка, как наиболее проблемных для обучающихся. Поэтому существует необходимость преодолеть эти недостатки. Всё вышесказанное определило выбор темы исследования: «Деятельность учителя по формированию устойчивого навыка соблюдения речевых (лексических) норм учащимися 5-6 классов основной общеобразовательной школы».

Исходя из этого, цель нашей работы – раскрыть содержание деятельности учителя по формированию устойчивого навыка соблюдения речевых (лексических) норм учащимися 5-6 классов основной общеобразовательной школы.

Объект исследования – речевые (лексические) нормы в школьном курсе изучения русского языка.

Предмет исследования – процесс работы учителя по формированию устойчивого навыка соблюдения речевых (лексических) норм учащимися 5-6 классов основной общеобразовательной школы.

В соответствии с вышеизложенным были определены задачи исследования:

1. Изучить историю вопроса; дать общее понятие «культуры речи»; представить определение литературного языка и литературной нормы; обосновать значимость деятельности учителя по формированию устойчивого навыка соблюдения речевых (лексических) норм учащимися 5-6 классов основной общеобразовательной школы;

2. Дать характеристику лексических норм русского языка и классификацию ошибок, связанных с их несоблюдением; обосновать психологическую природу такого типа ошибок;

3. Сформулировать требования к культуре речи самого учителя; раскрыть содержание деятельности учителя по формированию устойчивого навыка соблюдения речевых (лексических) норм учащимися 5-6 классов основной общеобразовательной школы и обосновать её особую значимость;

4. Проанализировать действующие УМК по русскому языку для 5 и 6 классов с точки зрения представленности в них материала для работы над лексическими нормами;

5. Дать анализ результатов, полученных в ходе педагогической практики в 5-6 классах МОУ «Основная общеобразовательная школа № 14» г.Вологды по теме исследования;

6. Описать некоторые виды заданий и упражнений для организации работы над лексическими нормами на уроках русского языка в 5 и 6 классе основной общеобразовательной школы;

7. Подобрать серию упражнений для работы по предупреждению речевых (лексических) ошибок, связанных с несоблюдением учащимися лексических норм русского.

Методы: изучение научной и методической литературы по проблеме исследования; изучение процесса и продуктов деятельности учащихся; обобщение, анализ, сравнение.

Таким образом, следует ещё раз подчеркнуть, что актуальность данного исследования определяется тем, что деятельность учителя по формированию у учащихся устойчивого навыка соблюдения лексических норм является важнейшей задачей школьного образования, так как свободная, правильная, соответствующая нормам языка речь учащихся – это не только главный показатель мастерства работы учителя, но и стратегическая цель школьного курса русского языка.


Прочие статьи:

Философские и психологические идеи П.П. Блонского
К историко-философскому факультету Киевского университета была приписана кафедра философии и психологии, где начинал свою научную деятельность Блонский. Наибольшее влияние на него оказали лекции профессоров философии А.Н. Гилярова и Г.И. Челпанова. Под влиянием Гилярова он увлекся античной философи ...

Проект "Развитие мышление детей старшего дошкольного возраста"
Обоснование проекта: Необходимость развития мышления у детей старшего дошкольного возраста в первую очередь обусловлена тем, что дети готовятся к поступлению в школу. Уже с первого класса они начнут изучать сложную для них школьную программу, в которую включены начальные элементы логики, и детям с ...

Основные подходы к изучению агрессии
В теории, объясняющей природу агрессии человека, существует несколько подходов. Все они отражают воззрения и эмпирический опыт конкретных исследователей и психологических школ разного времени, но ни один из них еще не признан универсальным и исчерпывающим. Объясняется это тем, что в современной нау ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru