В ходе педагогической практики в МОУ «Основная общеобразовательная школа № 14» г.Вологды были проанализированы письменные работы учащихся 5 и 6 классов с целью выявления ошибок, связанных с нарушением лексических норм русского языка.
В 5 классе было проверено 25 тетрадей по развитию речи. В течение месяца учащимися были выполнены такие виды работ, как изложение и сочинение.
В 6 классе проверено 23 тетради, содержащих подобные виды работ (изложение по тексту учебника, сочинение-рассуждение).
Таблица. В работах учащихся 5 и 6 классов были выявлены следующие речевые ошибки, связанные с нарушением лексических норм:
Типы ошибок |
Пример ошибки |
5 класс |
6 класс | |
1. |
Употребление слова в несвойственном ему значении |
Костёр всё больше и больше распалялся. |
9 |
12 |
2. |
Неразличение синонимичных слов |
Идеи Серёжи были храбрыми. |
2 |
- |
3. |
Смешение паронимов |
У Серёжи было праздное настроение. |
2 |
2 |
4. |
Нарушение лексической сочетаемости |
Он причинил ему много радости. |
4 |
5 |
5. |
Лексическая избыточность |
По дорожке бежал молодой щенок. |
7 |
9 |
6. |
Ошибки, связанные с употреблением омонимов и многозначных слов |
В питомнике, который питался за счёт клубного собаководства, было много собак. |
2 |
2 |
7. |
Лексическая неполнота |
Его достоинство было в том, что ничего лишнего. |
1 |
- |
8. |
Искажение фразеологических оборотов |
Он постоянно сидел сложив руки. |
2 |
1 |
9. |
Употребление слов иной стилевой окраски |
Пришвин – автор шикарных произведений. |
5 |
3 |
10. |
Неудачное употребление местоимений |
После своего убийства им овладел страх |
1 | |
11. |
Неоправданное употребление просторечных и диалектных слов |
Неожиданно на подмогу пришёл мой друг Ванька. |
- |
1 |
12. |
Ошибки, связанные с употреблением антонимов |
Лицо Ваньки было радостным, хотя и суровым. |
1 |
1 |
Прочие статьи:
Аттестация образовательного учреждения
Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов (ГОС). Условием аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты итоговой ...
Развитие внимания у детей дошкольного и младшего школьного
возраста
Четвертый этап развития внимания – второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания. На втором году жизни, благодаря появлению возможности самостоятельно передвигаться и приобретению умения не просто манипулировать предметом, а выполнят ...
Развитие интеллекта ребенка через кинезиологию
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Существует уже 2000 лет, используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. Своей молодостью и красотой Клеопатра также обязана кинезиологии. Единство мозга складывается из деятельности двух ...